Ежи Новосельский. Маяковский. 1950

За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989

В рамках VI Фестиваля коллекций современного искусства

22 августа – 8 октября
Открытие 21 августа, 18.00
Пресс-показ с 16.30

Выставка представит искусство двух стран Центрально-Восточной Европы. Эта попытка сравнительного анализа особенностей художественного процесса второй половины XX века в двух ближайших странах советского блока посвящена позициям художников по отношению к тоталитарной системе.

В одном пространстве встретятся более 100 произведений (живопись, графика и скульптура) таких художников, как Франсиско Инфанте, Эдуард Гороховский, Макс Бирштейн, Катажина Кобро и Владислав Стрежеминский, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Краснопевцев, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Мариан Чапля, Владимир Яковлев, Тадеуш Кантор и др. Все работы (122 работы 74 художников) – из коллекции создателя Фонда польского современного искусства Петра Новицкого. Выставка являет собой пример «проблемной презентации» коллекции, когда на основе собранного художественного материала происходит осмысление политических, социальных и художественных процессов, происходивших в жизни обеих стран на протяжении пятидесяти послевоенных лет.

Ранее выставка прошла в Национальном музее Гданьска.

Экспозиция выставки разбита на несколько разделов.

«Торжество идеологии» включает произведения, выполненные в духе соцреализма и сгруппированные вокруг таких тем, как «Революция», «Ленин — Сталин», «Великая Отечественная война», «Перекуем мечи на орала», «Счастливый человек», «Интеллигенция».

В разделе «Предшественники» представлены работы крупнейшего скульптора ХХ века Катажины Кобро и одной из самых заметных фигур польского авангарда – Владислава Стржеминского.

Следующий раздел посвящён так называемому «второму авангарду» в Польше. Начиная с выставки 1955 года в варшавском Арсенале польские художники могли работать без значительных идеологических ограничений. В Кракове Тадеуш Кантор вместе с Ионашем Стерном, Эрной Розенштейн и другими возобновил деятельность созданной в 1930-х годах Краковской группы, а в Варшаве Мариан Богуш основал галерею «Кшиве Коло», в которой выставлялись включённые в этот раздел Тадеуш Доминик, Стефан Геровский.

Шестидесятые годы в Советском союзе также оказались временем перемен. Работы художников этого периода можно увидеть в секциях выставки «Абстракция» и «Фигуративное искусство».

Неофициальная художественная жизнь 1970 – 80-х годов представлена работами Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Николая Вечтомова, Эрнста Неизвестного и других.

Часть выставки – «Знак и значение» – напоминает о символе и его значении в живописи периода с 1960-х по 80-е годы. В этом разделе преобладает геометрическая абстракция, представленная Генриком Стажевским, Рышардом Винярским и Генриком Берлеви, а также работами Генрика Мусяловича, Мариана Чапли.

Результатом объявленного 13 декабря 1981 года Войцехом Ярузельским военного положения, вывода на улицы польских городов тысяч солдат, введения комендантского часа и обострения цензуры был общепольский протест против репрессий. Отсюда название раздела – «Искусство протеста», включающего работы Ежи Рышарда Зелинского, Веслава Шамборского, Владислава Хасёра, Яцека Срока, Кшиштофа Ваховяка, Мариана Чапли, Тадеуша Боруты.

Начатая Михаилом Горбачёвым перестройка привела к распаду не только Советского Союза, но и всего блока социалистических государств Центральной и Восточной Европы. Раздел выставки, посвящённый искусству 1980-х годов в России, назван «Трансформация», здесь представлены работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Бориса Жутовского, Анатолия Брусиловского, Бориса Бича,  Дмитрия Врубеля и других.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Москва, ул. Делегатская, д.3