В преддверии III Московской международной биеннале молодого искусства «Артхроника» решила спросить молодых кураторов, участвующих в специальной программе проекта, как они работают с авторами, чем интересуются и пр. Первой на вопросы отвечает куратор АННА БУЙВИД

В рамках специальной программы Анна Буйвид курирует проекты «Oculus ДВА. Выставка художников Фонда “ПРО АРТЕ”» («Агентство. Art Ru», 13 июля – 7 августа) и «Упражнение “АРТикуляция”» (совместно с Анной Беляевой, ЦСИ «Винзавод», 12 июля — 2 августа)


Сколько вам лет?
28.

Кто вы по образованию? Учились ли дополнительно на куратора?
Искусствовед, аспирант Петербургской Академии художеств. Дополнительная кураторская подготовка состоит из отдельных лекций.

Какие проекты вы сделали до этого?
Основные кураторские проекты:

2012 – «Отторжение» группы «Мыло», в галерее Anna Nova в Санкт-Петербурге;

2011 – «Oculus Noveni. Выставка молодых художников Фонда «ПРО АРТЕ»», в лофт-проекте «Светоч», Санкт-Петербург.

На четвертой Московской биеннале современного искусства – куратор специального проекта «Островной синдром», в рамках выставки «Художники мира», Mariposa Cultural Foundation & Chayofa Gallery (Испания) / «Агентство Art.Ru»  (Россия); сокуратор проекта «Пустота / On Nothingness» в рамках параллельной программы (галерея RuArts).

2010 – ГОГОЛЬFEST (Киев), сокуратор Visual Art Program – победитель премии им. Сергея Курехина в номинации «Лучший кураторский проект».

Вторая Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», куратор проекта «Соль» – финалист премии им. Сергея Курехина в номинации «Лучший кураторский проект»; coкуратор проекта «Z-time».

2009 – третья Московская биеннале современного искусства, куратор проекта «Piece of Art», в составе кураторской группы «БЕГ».

Работа Павла Брата. Проект «Oculus ДВА»

Сформулируйте в десяти словах, почему зрители должны прийти посмотреть именно ваш спецпроект в рамках Биеннале?
«Oculus ДВА. Выставка художников Фонда «ПРО АРТЕ»» — представляет петербургских художников, которые искали пути осознанного развития в актуальном искусстве.

«Упражнение “АРТикуляция”» – выставка построена как диалог двух кураторов разного профиля, что как минимум неожиданно.

Почему вы стали заниматься кураторской деятельностью, в чем вы видите свою функцию как куратора?
Честно говоря, совсем не могу вспомнить отправную точку, «почему». Сейчас я стремлюсь формировать определенный контекст своей экспозиционной и теоретической деятельностью. Групповые выставки позволяют сформулировать артикулированное высказывание более отстраненно, нежели персональные; но, в то же время, они позволяют раскрыть конкретные аспекты с нескольких сторон.

Как вы находите художников для своих проектов?
Выставки, интернет, общение. Я стараюсь следить за творчеством интересных мне авторов и приглашать их к участию.

Приходилось ли вам вмешиваться в работу художников, с которыми вы сотрудничаете? Были ли у вас конфликты с ними?
Смотря что считать «вторжением» в работу. Я всегда четко осознаю, почему я приглашаю к участию конкретного художника, но редко прошу конкретное произведение. Предпочитаю обсуждать проекты для выставки на стадии эскизов, находить баланс между авторским видением и кураторской идеей.

Конфликты, к сожалению, происходили. В первую очередь, как следствие отсутствия уважения некоторых художников к собственному творчеству и другим участникам процесса. Обычно я прекращаю работать с подобными авторами.

Мария Куликовская. Без названия. 2011. Проект «Упражнение “АРТикуляция”»

Что для вас оказалось самым сложным и неприятным в организации выставок?
Боюсь, банальнейшая часть – финансирование. Иногда крайне сложно находить достаточные средства для реализации независимых выставочных проектов. И делать презентации в Powerpoint.

Кто из российских или зарубежных кураторов вам интересен?
Я с интересом отношусь к работе многих кураторов. Если выбирать только несколько имен, то это будут Дмитрий Озерков и Экхард Шнайдер.

Какая выставка из тех, что прошли за последние два года, вам кажется лучшей с точки зрения работы куратора?
Сложно ответить, у каждой выставки существует своя специфика: нельзя сравнивать музейные экспозиции с выставками в галереях или работу над групповым проектом с курированием персонального. Пожалуй, особенно запомнилась выставка Энтони Гормли в Эрмитаже.

Какую книгу вы посоветуете прочитать молодым художникам?
Всеобщую историю искусств.

Какая музыка играет в вашем плеере?
Коктейль из Майкла Наймана, трип-хопа и группы «Пеп-Си».