На вопросы «Артхроники» отвечает ОЛЬГА ШИРОКОСТУП, куратор одного из проектов в рамках специальной программы III Московской международной биеннале молодого искусства
Ольга Широкоступ курирует проект «Варвары» (совместно с Алексеем Корси; ЦТИ «ПRОЕКТ_FАБRИКА», 12 июля – 2 августа).
Кто вы по образованию? Учились ли вы дополнительно на куратора?
У меня высшее педагогическое образование (МГПУ, факультет изобразительного искусства). Дополнительно на куратора не училась. В этом году поступила в институт «База».
Какие проекты вы сделали до этого?
Это мой первый кураторский проект. До него я в основном выполняла менеджерскую работу. В 2008 году участвовала в Биеннале молодого искусства как художник.
Сформулируйте в десяти словах, почему зрители должны прийти посмотреть именно ваш спецпроект в рамках Биеннале?
Мне сложно формулировать лозунг, способный завлечь зрителя именно к нам. Хочу надеяться, что зрители с вниманием отнесутся к проектам Биеннале и посетят как можно больше площадок. Для меня будет самым приятным, если после посещения «Фабрики» зрители посоветуют придти туда своим знакомым.
Почему вы стали заниматься кураторской деятельностью, в чем вы видите свою функцию как куратора?
На данном этапе работы мои функции уже в основном организаторские, технические. Я представляю площадку, веду переговоры между художниками и техническими службами и т.п. На мой взгляд, это важная часть работы куратора – находить возможности и конкретные средства для реализации проекта.
Время выработки общего понимания и написание текстов уже позади. Было сложно, но очень интересно. Мы спорили, проводили много времени в разговорах. Над проектом с самого начала работал каждый художник, кто-то – с большей степенью вовлеченности, кто-то – с меньшей. Нас всех познакомил Виктор Скерсис, он очень помогал нам, направлял, поддерживал. Так что можно сказать, что решения мы принимаем все вместе, коллегиально. Выработать такую тактику и успешно ее реализовывать – вот для меня важнейшая функция куратора, если говорить о работе над большим групповым проектом.
Приходилось ли вам вмешиваться в работу художников, с которыми вы сотрудничаете? Были ли у вас конфликты с ними?
С серьезными трудностями мы не сталкивались. Хотя, конечно, судить пока преждевременно. Мы сейчас только начинаем монтаж.
В работу художника приходится вмешиваться – в основном это касается деления площадки между участниками, общего решения пространства.
Что для вас оказалось самым сложным и неприятным в организации выставок?
Сложно, когда на тебе лежит большая ответственность – то есть организационная работа. Необходимо следить за сроками, финансами.
Кто из российских или зарубежных кураторов вам интересен?
Мне интересны экспериментальные проекты, например, «Time / Bank» Антона Видокле и Хульеты Аранды. Из российских инициатив – «Партизанинг». Хочется, чтобы каждый кураторский проект был больше чем выставкой, чтобы он на самом деле создавал пространство, в котором художники вступают в диалог с друг другом, куратором и зрителем, где реализуются общие задачи.
Какая выставка из тех, что прошли за последние два года, вам кажется лучшей с точки зрения работы куратора?
Проект «Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства» в рамках последней Московской биеннале современного искусства. Конечно, было что-то еще, но сейчас сложно вспомнить.
Какую книгу вы посоветуете прочитать молодым художникам?
Сейчас читаю Делеза – «Складка. Лейбниц и барокко». Очень тяжелое чтение, но открываются какие-то нереальные вещи.
Еще работы Вальтера Беньямина, «Театр и его двойник» Антонена Арто.
Какая музыка играет в вашем плеере?
Когда заполняла анкету, слушала Генри Перселла. Сейчас скачала и залила в плеер оперу Деймона Элбарна «Доктор Ди».