С 25 сентября прошел месяц, и мы все как-то смирились с тем фактом, что ближайшие 12 лет будем жить с Путиным во главе страны. Но на днях произошло событие, которое наглядно показывает, чего мы можем ждать в самое ближайшее время. Демонстрация силы, как она есть. Дело в том, что ФСО полностью перекрывает район между Ильинкой, Варваркой, Рыбным переулком и Старой площадью.

Не знаю, как вас, а меня глубоко возмущает эта инициатива. Естественно, объявляется все как временная мера – в связи с ремонтом 14-го корпуса Кремля, откуда переедут в корпуса Рыбного переулка какие-то кремлевские службы, например, ФСО. Но если мы случайно узнали о начале работ, когда увидели строящиеся основы трехметрового забора, то кто знает, когда именно они захотят этот забор убрать.

Мало того, на территории, вход в которую будет осуществляться по пропускам (как планируется), находятся два храма, один из которых – памятник XVII в. церковь Троицы в Никитниках. В храме, кстати, корреспонденту Газеты.ру рассказали, что его собираются сделать домовым храмом администрации президента.

Второй архитектурный памятник – церковь Николая Чудотворца Красный Звон в Никольском переулке – кажется, в домовый храм все же не превратится. Хотя, почему бы и нет. Будет одна домовая церковь ФСО, вторая – какой-нибудь кремлевской канцелярии.

Вообще, конечно, эта объявленная апроприация культурного наследия, которое принадлежит всему народу, чудовищна и без пояснений. Но посмотрим на это так: с какой стати ФСО забирает себе квартал в центре города и ограждает его стеной? Стеной, понимаете! Причем такой, капитальной стеной. Отчего бы им в таком случае и Красную площадь не перекрыть и не построить на ней себе новый домик? Или, если господа захотят, они, может, и в Исторический музей впишутся. Нет, конечно, в Кремль нас все ж пускают – посмотреть на Соборную площадь, зайти в храмы. В этом смысле им есть, чем ответить – вот, дескать, в Кремль же все ходят и никто не жалуется. Ну да, просто никто не был во двориках Кремля – не гулял по ним, не сидел вечером на лавочке. Кстати, я в детстве в 90-е с бабушкой была в скверике прямо за Спасской башней – он тогда еще был открыт, потом его закрыли (почему? зачем?). Рыбный и Никольский переулки – это, прямо скажем, не самые популярные места для прогулок, к тому же они по факту уже давно перекрыты огромными воротами и заборами. Но закрывать еще и доступ в храмы, обязывая и верующих, и экскурсантов записываться в листочек с паспортными данными, – это хамство.

Строительство этой стены я видела своими глазами, проезжая мимо на машине, и еще пойду и посмотрю подробно, как это все вблизи выглядит, но совершенно ясно, что если протестовать – то надо это делать сейчас. Потом уже шанса не будет, и будем стоять по часу в очереди за пропусками в памятник истории, как сейчас это происходит, например, при входе в Госдуму.

Мария Семендяева — корреспондент ИД «Коммерсантъ»