МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА побывала на пресс-конференции с участием владельцев трех московских галерей, объявивших о смене формата работы
На «Винзаводе» прошла пресс-конференция, плавно переросшая в подобие «свободного микрофона», на тему того, почему закрылись три крупнейшие московские галереи и как же дальше жить тем, которые остались.
О том, что Айдан Салахова решила посвятить ближайшие годы своей карьере художницы и наставницы, а Марат Гельман увлекся выявлением новых талантов в провинциальных российских городах, было известно еще пару недель назад. Главной интригой был статус галереи Елены Селиной — закроется она или не закроется за компанию? Селина убедила всех, что не закроется, просто несколько изменит формат. По сути, то же самое говорят и остальные галеристы — мы никуда не уходим, мы останемся на «Винзаводе», просто торговать будем по-другому и другим.
Удивительно, но внезапно, в один момент, все участники художественного рынка заговорили о том, как нерентабельно и сложно в российских условиях держать галереи. О том, что галерея западного типа, которая держит пул постоянных художников и делает их выставки, в России не работает. О том, что галеристам необходима помощь государства, потому что они не могут больше тащить на своих плечах рынок современного искусства.
Прозвучала и завуалированная обида на журналистов — вот, дескать, мы делаем-делаем галерейные выставки, а про них ничего не пишут. Журналисты в лице главреда The Art Newspaper Russia Милены Орловой в ответ заявили, что нередко слышат в свой адрес сентенции вроде «пиши что хочешь, мне все равно» — и действительно, художественная критика в последние годы имеет мало влияния на вкус коллекционеров. «Тексты в газетах нужны в первую очередь для художников», —заявил один из участников дискуссии. И это, как говорится, многое объясняет.
То есть сообщество в целом признает, что тексты в газетах и журналах служат в основном тому, чтобы художник порадовался (или опечалился), узнав, что думает о нем критик N. Но ведь и галереи у нас, по всей видимости, тоже крутятся вокруг художников. Айдан Салахова честно рассказала, что продавать собственные работы для нее куда рентабельнее, чем тащить на себе целый пул других художников. Елена Селина сетует, что музейные ретроспективы художников ее галереи обходятся слишком дорого. Художников очень много, а коллекционеров мало, жалуется Марат Гельман. Но при этом отмечает, что нынче с меценатом разговор крутой, не то что в девяностые: «Я и своим сотрудникам запрещаю подобострастно обращаться с коллекционерами».
Из этого всего мы понимаем, что художники и галеристы друг друга давно нашли и даже кое-где слились воедино, только вот с коллекционерами проблема. Марат Гельман утверждает, что галерейный бизнес сдулся, потому что новый класс бизнесменов, потенциальных коллекционеров, — это чиновники, которые предпочитают не демонстрировать свое богатство. Может, и так, но это объяснение звучит неполно — да и слишком весело танцевали и выпивали на прощальной вечеринке в Айдан-галерее все герои пресс-конференции. Так веселятся на выпускном вечере или после сдачи успешного проекта.
Мария Семендяева — корреспондент ИД «Коммерсантъ»
Материалы по теме:
«Здесь вообще все, что есть, существует против логики», 13.04.12