© Фото предоставлено автором

© Фото предоставлено автором

Художник АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ о реальной угрозе, расшатывающей фундамент современного искусства

Каждый год 19 января в России, а теперь и в других европейских городах, проходит день памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, убитых неонацистами. Это произошло в 2009 году недалеко от метро «Кропоткинская» на Пречистенке на пороге Белых палат, где теперь всегда лежат цветы.

Сразу же после убийства был создан Общественный комитет 19 января (сокращенно К19), активным сторонником которого с самого начала был художник Николай Олейников, член группы «Что делать?». В  индивидуальном творчестве он часто совмещает художественную и непосредственно пропагандистскую деятельность. Поэтому каждый год акции с призывами присоединиться к шествию носят художественный характер. Пожалуй, самой запоминающейся среди них была прошлогодняя недельная выставка антифашистского плаката в московском метро. Выставка под названием «Искусство против нацизма» представляла собой несанкционированно расклеенные активистами стикеры с репродукциями шедевров, начиная с 1920-х годов, когда проблема фашизма для мира стала актуальной. Среди стикеров были работы знаковых художников: Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, плакаты Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны и др.

Для художественной общественности проблема антифашизма стала объединяющей темой. Так сложилось, что прогрессивное искусство с самого начала выступало если не за откровенно левые, то как минимум за демократические ценности. Это характерно и для анархиста Дональда Джадда, и для коммуниста Владимира Маяковского. Сюда относятся отказ от композиции, неизбежно ведущей к иерархии, жизнестроительные эксперименты Сергея Третьякова, а также манифесты бывшего троцкиста Клемента Гринберга и политизированные партиципаторные  практики настоящего времени. Однако начало ХХI века принесло новые политические тренды и новые проблемы. Некогда табуированная тема национализма или даже национал-социализма обсуждается в СМИ как возможная политическая позиция. Попытка вытеснения светских революционных идей левого толка во всем мире оборачивается религиозным фундаментализмом или же необходимостью проститься с достижениями даже буржуазной демократии под угрозой спасения банковской системы. Если какое-то время назад радикальный художник, создающий произведение с припиской «современное», автоматически попадал в сферу влияния освободительного дискурса, то сегодня эта привязка не работает. Аналогичные трансформации происходят и с капитализмом, который, как раньше казалось обывателям, однозначно был связан с буржуазными свободами. Но красный капитализм Китая или серо-коричневые реформы в Венгрии демонстрируют эффективность авторитарного капитализма. По большому счету, это не ново. Уже давно стало ясно, что для стран третьего мира, включившихся в капитализм в качестве сырьевых  придатков, демократия противопоказана. А вдруг народ откажется распродавать природные ресурсы или же выступит против оттока капитала? Безусловно, для того чтобы Жерар Депардье мог чувствовать себя уверенно, необходимо авторитарное правление. Это симптомы, которые подрывают фундамент современного искусства, некогда не подлежавший пересмотру. Сегодня почти никто не решается называть радикальные перформансы правых искусством. Но все мы помним поддержку группой «Война» украинской националистски, которая жарила яичницу на вечном огне. Поводом для поддержки стала формальная близость художественных методов.

В 2013 году Комитетом 19 января и платформой «Красная новь» организована мастерская наглядной агитации. В создании баннеров под руководством главного российского художника-агитатора приняли участие активисты-антифашисты и отдельные члены Союза творческих работников. Основными лозунгами шествия в этот раз стали «За свободу! Против фашизма!» и «Москва  антифашистский город». Первый лозунг реагирует на ситуацию с политическими узниками путинского режима, многие из них открыто отстаивают антифашистские взгляды. Второй лозунг имеет отношение к международному дню антифашистской солидарности, который в этом году впервые пройдет по инициативе греческих антифашистов. Они выйдут в этот день на площадь Синтагма с лозунгом «Афины антифашистский город».

Мы, деятели искусства, призываем наших коллег, разделяющих антифашистские взгляды, выйти на шествие 19 января в 14.00 на пересечении Тверского бульвара и Тверской улицы.

Марш с баннерами и речевками пройдет от улицы Тверская в районе Пушкинской площади по Тверскому и Никитскому бульварам до дома № 12 на Никитском бульваре. По устной договоренности, сотрудники полиции не будут мешать проходу граждан с цветами и портретами погибших и по Гоголевскому бульвару до метро «Кропоткинская», если люди пойдут без транспарантов и скандирования лозунгов.

Арсений Жиляев – художник