Анна Матвеева

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 22 июня –12 сентября 2011

С неслыханными ранее ограничениями для прессы – «Фотокорреспонденты могут снимать только десять экспонатов по нижеприведенному списку! Переход из зала в зал ограничен, работает охрана! Вход строго через левую дверь, выход только через правую!» – в Эрмитаже открылась выставка Анни Лейбовиц, звезды глянцевой фотографии и просто звезды, по мировым рейтингам фотографа № 1 в мире среди ныне живущих.

Шоу, сделанное 62-летней Лейбовиц, – это мировое турне фотографа. В Петербург выставка приехала из Австралии, отсюда отправится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Однако кураторы проекта «Эрмитаж 20/21» произвели собственный отбор – собрали экспозицию, заточенную именно под петербургский музей.

Основой для выставки стал последний альбом Лейбовиц, который так и называется «Жизнь фотографа: 1990–2005». Слово «жизнь» здесь будет ключевым: основные сюжетные линии и альбома, и выставки состоят из бытовых фотографий самой Лейбовиц, ее родных и близких. Они не составляют количественное большинство, однако задают энергетику альбома так, что даже самые глянцевые снимки голливудских звезд в вечерних платьях зритель вынужден рассматривать через призму жизненных историй. Исповедальный стиль, заданный в американской фотографии Нэн Голдин, изначально являл собой альтернативу гламуру, но со временем стал новым мейнстримом глянцевой фотографии – и Лейбовиц, пожалуй, одна из лучших фотографов, давно работающих в этом ключе.

То, что перед зрителем сейчас откроется живая жизнь со всеми ее перипетиями, демонстрирует уже первый зал выставки: в нем в огромных стеклянных боксах выставлены «контрольки» – мелкоформатные раскадровки пленок Лейбовиц. Среди хаоса фотографической «кухни» можно найти и снимки, которые потом пойдут на обложки журналов, а можно и десятки их близнецов, которые были выброшены в помойку. Первый зал задает мыслительную рамку, через которую предлагается воспринимать всю последующую экспозицию.

И огромные, чуть ли не два на три метра, черно-белые пейзажи; и портреты, сделанные в лучших традициях Ричарда Аведона (включая и портрет самого Аведона); и жанровые сценки – все они воспринимаются как некая интерлюдия к главному – к снимкам из личного, семейного альбома Лейбовиц. Именно эти снимки – небольшие по формату, черно-белые, в простых рамках – собраны в лучшие залы на выставке. Зал, посвященный отцу и матери Лейбовиц. Зал-мемориал, посвященный подруге ее жизни, виднейшему культурологу ХХ века Сьюзан Зонтаг.

На кураторский отбор не могла не повлиять сама личность фотографа. Лейбовиц, несомненно, одна из самых свободных женщин ХХ века. Коротко говоря, Анни всю жизнь жила как хотела. До полтинника порхала вольной пташкой. Полжизни прожила со Сьюзан Зонтаг, та умерла у нее на руках, но до того Лейбовиц успела посвятить ей сотни фотографий, включая последние, безжалостные и все равно пронзительно лирические, снятые в кабинете онколога. В 52 года впервые решила стать матерью и, вопреки прогнозам врачей, выносила и родила свою первую дочь Сару. Один из самых знаменитых снимков Лейбовиц – фотография беременной Деми Мур, обнаженной, пузатой и прекрасной. С ней перекликается и одновременно соперничает крошечная фотография самой беременной 52-летней Лейбовиц: вместо роскошного тела голливудской звезды седые волосы, морщины и огромный живот. Сегодня у Анни Лейбовиц трое детей.

Выставку завершают уже полностью гламурные фото: на них все звезды, от Брэда Питта и Джонни Деппа до робота R2D2 из «Звездных войн». Однако заслуга кураторов выставки в том, что им удалось задать «жизненную» оптику восприятия выставки: прошедшему экспозицию до последних залов уже и обложечные фото кинозвезд в стразах представляются свидетелями человеческой драмы, а фотографии роботов из фантастических фильмов лишь подчеркивают жестокость шоу-бизнеса и вообще современной жизни, которая каждого способна превратить в запрограммированную железяку. Эта попытка открыть Лейбовиц как мыслителя, показать философию даже в самых ярких глянцевых фотографиях – несомненная удача кураторов.