Михаил Боде

В здании бизнес-центра «Арт Плаза» на Лужнецкой набережной открылась галерея «Ар-Деко». Новое заведение одновременно напоминает и художественный салон, и музей-квартиру, обитатель которой за долгие годы коллекционирования забыл, что он, собственно говоря, собирает. Это видно по дебютной выставке галереи «Образы Ар-деко», на которой действительно стильные скульптурные балерины от Дмитрия Чипаруса с удивлением озираются на своих соседей — на «Энтузиастов труда» Юрия Пименова и «Спортсменочку» 1974 года выпуска ленинградского живописца Глеба Савинова.

Если бы министр народного просвещения Франции социалист де Монзи невероятным образом дожил до наших дней и увидел нынешнюю выставку, то он был бы несколько удивлен, но «Образы Ар-деко» ему кое-чем бы понравились. Ведь именно ему, открывавшему в Париже в 1925 году Exposition International des Arts Decoratifs et Industriels Modernes (отсюда, но позднее и пошло название стиля Art Deco), принадлежало бодрое, но так и не осуществившееся пожелание: «Ни одна выставка не выполняет своей миссии, если она не приводит к коллективному порыву, к социальному улучшению». Надо сказать, коллективный порыв заметен в литографии Пименова, социальные улучшения тоже налицо — спорт стал достоянием масс. Однако к ар-деко все это не имеет ни малейшего отношения.

Как следует из The Hutchison Dictionary of the Arts: «Ар-деко — стиль декоративно-прикладного искусства, оказавший влияние на архитектуру и дизайн, возник в Европе в 1920-е и просуществовал до 1930-х». Это его видовые и временные рамки. С этим солидарен и The Concise Oxford Dictionary of Art and Artists, уточняющий к тому же, что «этот термин не применяют к произведениям живописи и скульптуры». Правда, и тот и другой словарь делают исключения: первый — для графики Эрте (Романа Тыртова), второй — для почти афишных картин Тамары де Лемпицкой. Что и понятно: оба художника имели непосредственное отношение к модельному бизнесу.

Но видимо, новая московская галерея решила значительно расширить список этих исключений. Для этого она мобилизовала не только мирискусников Бенуа, Бакста, Головина и Кустодиева c их театральными эскизами, голуборозовца Судейкина, неоклассициста Яковлева и «амазонку авангарда» Гончарову, но еще и множество малоизвестных художников русской эмиграции вроде Григория Глюкмана и Сергея Иванова, даже не подозревавших (впрочем, как и заслуженный художник РСФСР Г. Савинов), что они работали в стиле Ар-деко. В итоге собралось довольно пестрое общество. То, что тон в нем задает Дмитрий Чипарус со своими стилизованными статуэтками танцовщиков «Дягилевских сезонов», вполне обосновано: вырезанные из слоновой кости, украшенные бронзой и позолотой, они вместе с аналогичными изделиями Пьера Лореля выглядят естественными приложениями к комодам и бюро из черного дерева или палисандра работы мебельщиков ар-деко, к примеру, Рульмана. И надо полагать, что у собирателя этих статуэток Мкртича Окрояна, одного из соорганизаторов выставки, такие комоды дома имеются.

По рекомендации, данной The Hutchison, можно принять «модные картинки» Эрте. Не станем особенно придираться к салонным портретам Савелия Сорина: салон есть салон, он как бы вне времени. Но вот афиши прославленного мэтра art nouveau Альфонса Мухи, понятно, занесли не по адресу — просто ошиблись дверью. И по чьей же рекомендации попал в это странное общество фовист Кес ван Донген со своим «Букетом цветов» и зачем сюда же заманили Александра Архипенко с его абстрактными скульптурами, которым самое бы место среди подобных же работ Арпа и Бранкузи? На эти вопросы кураторы дают довольно неопределенный ответ: «Они имеют определенные точки соприкосновения со стилем ар-деко». Получается, что последняя такая точка — «Спортсменочка» 1974 года?

Не надо собирать консилиум, чтобы поставить выставке диагноз: рассеянное собирательство, отягощенное булимией. Ар-деко, как известно, модный и дорогостоящий антиквариат, и организаторам выставки просто хочется, чтобы его было как можно больше. Поэтому и объявлена всеобщая мобилизация.

На этом можно было поставить действительно последнюю точку. Но дело в том, что «научным» обоснованием «Образов Ар-деко» занимается еще один из соорганизаторов выставки — некий новоявленный Институт русской живописи. Им запланирован цикл лекций, которые прочтут специалисты по слоновой кости и одна из солисток балета Большого театра. В следующем году институт планирует открыть свой филиал в Лондоне. Было бы неплохо, если бы эти «специалисты» взяли с собой в поездку хотя бы справочники The Hutchison и The Concise Oxford.