Брайн Дройткур, Нью-Йорк

Нью-Йорк, 1–22 ноября 2009

Третья нью-йоркская акционистская биеннале Performa была посвящена столетию итальянского футуризма — движению, благодаря которому акция как жанр прочно вошла в художественные практики. Многие события программы так или иначе были связаны с художественными явлениями и веяниями начала ХХ века: открылся временный ночной клуб с авангардным театром-варьете, ставилась польская футуристическая пьеса 1930 года, одиннадцать художников восстановили по существующим описаниям утраченный футуристический фильм.

По количеству событий третий опыт значительно превзошел предыдущие. Одному человеку не под силу было увидеть все, что показывали на биеннале, так что любой отчет — в том числе этот — обречен на крайнюю субъективность. Я отдавал предпочтение проектам молодых, подающих надежды художников.

Александр Сингх прочитал серию чарующих лекций о логике, памяти, сновидениях и магии. Свои разнообразные истории он иллюстрировал коллажами, которые проецировали на экраны, расположенные над головой лектора.

Группа Bruce High Quality Foundation, моднейшие молодые художники прошлого лета, также выступала с лекцией, которая была посвящена проблемам меценатства, патернализма и «неравного брака» в искусстве. К сожалению, сколько-нибудь внятно связать между собой разрозненные факты художникам не удалось. Общее впечатление от этой акции скрасил ее финал: все трое удивительно красивыми тенорами исполнили песню Джорджа Майкла «Я буду тебе как отец».

Художник-хореограф Райан МакНамара назвал свой грандиозный танцевальный спектакль «Всякий пидор может сделать такое». Зрелище объединяло мотивы древнегреческой битвы и современной гей-дискотеки.
Шана Мултон представила курьезную видео­серию «Шепчущиеся сосны». На экране показывали индийскую женщину, которая танцевала национальный танец с сосудом на голове. Перед экраном художница пыталась повторять движения танцовщицы. С заметно меньшим успехом — ее сосуд вдребезги разбился.

Но главными событиями Performa были проекты известных художников. Тасита Дин, например, демонстрировала снятый на шестнадцатимиллиметровую пленку подробный документальный фильм о репетиции, которую ныне покойный хореограф Мерс Каннингхам проводил в здании заброшенной калифорнийской фабрики.

Знакомый читателям «Артхроники» по Московской биеннале Вильям Кентридж показал проект «Я не я, лошадь не моя».

В программе биеннале было много театрализованных представлений. Билеты на них раскупались очень быстро, и мне достался лишь один, на спектакль Майка Келли «Дополнение к школьной программе. Проективная реконструкция № 32 плюс». Перформанс представлял серию эпизодов, весьма отдаленно связанных между собой: девушки играли в баскетбол, духовой оркестр маршировал по баскетбольному полю, потом чирлидерш заменили четверо дюжих обнаженных мужчин. Вдруг девушки появились снова в образе пары коней, голубого и розового, и станцевали вальс. Музыкальный ряд был чрезвычайно разнообразен: атональные опыты Альфреда Шнитке и Чарльза Айвза сочетались с популярными мелодиями. Переосмысление американских школьных спортивных ритуалов прерывалось выходами автора — Майка Келли. Он появлялся в огромной шляпе с отвисшими полями, приветствовал зрителей и, не произнося ни слова, широко улыбался. Трудно сказать, дурачился ли художник или показывал таким образом свою непререкаемую власть над аудиторией и самим замыслом перформанса.