Оксана Гавришина
ИМПЕРИЯ СВЕТА: ФОТОГРАФИЯ КАК ВИЗУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЭПОХИ «СОВРЕМЕННОСТИ»
Новое литературное обозрение, Москва, 2011

Пока кто-то сетует, что на русском не хватает монографий по истории фотографии, культуролог Оксана Гавришина поворачивается лицом не столько к объекту, сколько к субъекту – к зрителю. И пишет об условиях восприятия искусства света – изучает то, как зритель смотрит фотоснимки. Учитывая не новую, но отнюдь не ставшую старомодной теорию Ролана Барта о «смерти автора», позиция логичная – образ во многом создается именно интерпретатором. Статьи 2002–2010 годов объединены в книге понятием «модерности» (от англ. modernity – современность), связанным с большим городом, который формирует «новый антропологический опыт». Речь о канонах восприятия: скажем, о том, почему в советской студийной съемке аристократизм позы не соответствовал простонародности лиц, или о том, как цвет, поначалу служивший модной и рекламной фотографии, завоевывал позиции в документалистике.  Д.К.

Жиль Делез
ФРЭНСИС БЭКОН: ЛОГИКА ОЩУЩЕНИЯ
Machina, СПб., 2011

Вопреки возможным сомнениям, Делез в своей книге действительно в деталях – с экскурсами в историю искусств – разбирает живопись Бэкона, а не просто иллюстрирует ею собственные построения. Какие-то его формулировки буквально хочется приберечь на цитаты. Впрочем, один из ключевых философов-постмодернистов все же остается верен себе: от глав вроде «Периоды и аспекты творчества» не стоит ждать внятной систематизации, а в очередном триптихе мастера нет-нет да и мелькнет искаженное в муках «тело без органов». В.Л.

БАЗА. ПЕРЕДОВОЕ ИСКУССТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Сборник литературы и теории журнала «Тель Кель»
Москва, 2/2011

Первый номер журнала о современном искусстве «База», главредом которого стал Анатолий Осмоловский, вышел осенью 2010-го. Издание про искусство, теорию, политику по виду напоминает скорее солидную монографию в твердом переплете, что понятно, ведь цель журнала – стать информационной базой, содержащей переводы ключевых западных текстов и публикацию современных российских. Во второй «Базе» размещена подборка материалов французского структуралистского журнала Tel Quel (1960–1983). Большая часть номера – это переводы текстов писателя, теоретика и главного редактора Tel Quel Филиппа Соллерса. В приложении – статьи Дмитрия Гутова, Сергея Огурцова и других авторов, посвященные французскому журналу. Антон Литвин сделал для второго номера «Базы» художественный проект «Тель Кель в СССР»: на белых страницах стоят лишь инвентарные номера – ведь в СССР о «Тель Кель» не могло быть и речи. Д.К.

Виктория Ломаско, Антон Николаев
«ЗАПРЕТНОЕ ИСКУССТВО»
«Бумкнига», СПб., 2011

Потрясающая история о том, как проходил суд над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, изложена в острых графических зарисовках в «судебном стиле». Нужно хорошо запомнить лицо судьи Александровой, доведшей процесс о разжигании религиозной и прочей розни до победного конца. И что самое главное – воодушевленные лица истцов и свидетелей обвинения от имени ультрарадикальной группировки «Народный собор», выступавшей под именем «православных». Такие лица забыть невозможно. И такое может случиться с каждым. А.К.

ART IN THEORY 1900–2000. AN ANTHOLOGY OF CHANGING IDEAS
joh wiley and sons ltd. USA, 2011

Этот хрестоматийный сборник теоретических статей должен быть в библиотеке каждого, кто серьезно интересуется современным искусством. Впервые книга вышла в 1993 году и с тех пор выдержала несколько изданий, но только теперь можно ее купить, не мучаясь с доставкой Amazon.com, в магазине издательства «Гилея». Антология текстов художников, как любой первоисточник, полезнейшая вещь. Составители сборника Чарльз Харрисон и Пол Вуд собрали разные тексты: например, наряду с манифестами Маринетти и Малевича свое видение Идеи современного мира излагает и Ленин. А о модернизме, кроме Пабло Пикассо, рассуждают теоретик искусства Ян Мукаржовский и арт-критик Клемент Гринберг. XX век поднял вопросы не только о форме искусства: о своих социальных и политических правах искусство также заявляло в полный голос. Д.К.