Бернхард Шульц

В немецком Эссене, одной из трех (вместе с венгерским Печем и турецким Стамбулом) культурных столиц Европы 2010 года, празднует свое второе рождение Музей Фолькванг. Новое здание для почтенного, со столетней историей музея по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфильда открылось для посетителей в январе 2010 года. По этому случаю на выставке «Самый красивый музей мира» кураторы попытались хотя бы на время собрать в стенах музея все те экспонаты, которые составляли основу его коллекции до 1937 года, но были изъяты нацистами как «дегенеративное искусство» и оказались в разных музеях по всему миру.

Три коня на зеленом лугу на фоне голубых скал — сегодня повсюду в Эссене встречаешь это изображение. Работа немецкого экспрессиониста Франца Марка «Три коня» 1911 года выбрана эмблемой обновленного Музея Фолькванг. «Кони» тоже были признаны «дегенеративными» и оказались в художественном музее Гарвардского университета, прославив экспрессионизм по другую сторону Атлантики. И вот Марк ненадолго вернулся в Эссен в рамках выставки-реконструкции, собравшей вместе шедевры, которые некогда находились вместе в стенах музея, разрушенного к концу Второй мировой войны, а теперь редко покидают стены своих новых пристанищ.

В Эдде, средневековом германском эпосе, слово «folkwang» употребляется в значении «место народных гуляний». У музея с таким названием, посвященного преимущественно классическому искусству нового времени, особая история, выделяющая его из ряда обычных городских художественных собраний. До 1922 года Эссен был известен вовсе не своим городским музеем. Один из крупнейших городов Рурской области, некогда бурно развивавшегося промышленного региона, прославили сталелитейный завод Круппа и оружейное производство.

Но в 1922 году городская знать договорилась о совместном приобретении коллекции современного искусства Карла Эрнста Остхауса. Остхаус, наследник огромного по тем временам состояния в 3 миллиона золотых марок, живший в небольшом городе Хаген к югу от Эссена, скоропостижно скончался в 1921 году в возрасте 46 лет. Собранная им коллекция фактически представляла собой готовую музейную экспозицию, но так как в семье не смогли прийти к единому мнению, что делать с этим музеем дальше, было решено продать всю коллекцию целиком.

Для Эссена это была большая удача. Город — такое условие поставили частные покупатели, когда передавали коллекцию властям, — должен был построить для музея новое здание и придать ему государственный статус. Это условие, сколь бы мудрым оно ни выглядело поначалу, оказалось истинным проклятием для музея. Статус государственного учреждения дал нацистам право в 1937 году изъять из собрания самые значительные произведения: 148 картин из 1400 экспонатов потерялись в запасниках после того, как были признаны «дегенеративным искусством», многие пропали во время войны.

Главной задачей послевоенного Эссена стал поиск достойной замены потерям, а по возможности и возврат того, что было продано арт-дилерами нацистов. Так, была возвращена картина Поля Сезанна «Каменоломня Бибимюс», одна из ключевых в творчестве художника.

Однако особым Фолькванг делает даже не эта захватывающая история. Более всего поражает концепция, воплощенная Остхаусом еще в 1902 году и развитая им за предельно короткий срок. Остхаус никогда не был искусствоведом или скорее никогда не стремился им стать. Своей основной задачей коллекционер считал привнесение искусства в регион, далекий от художественной жизни и лишенный всякого интереса к ней. Еще одним новшеством было стремление приобщить к искусству как можно большее число людей, увидеть среди зрителей не только образованных буржуа — традиционную музейную публику того времени, — но и тех, кто каждый день стоял у станка на заводе.

Остхаус одним из первых осознал эстетическую ценность неевропейского искусства и так называемых примитивных культур. То есть того, что в его времена относили к фольклористике и этнографии и чем едва начали интересоваться некоторые авангардисты. До сих пор спорят, кто первым — фовисты или Пикассо — обратил внимание на art negre (негритянское искусство), но именно Остхаус первым выставил современное и неевропейское искусство бок о бок. Искусство Африки и Азии всем интересующимся в Европе, художникам и коллекционерам, начиная с 1909 года поставлял парижский арт-дилер Жозе Брюмер. В 1923 году он засвидетельствовал: «Первым негритянское искусство в музейном пространстве выставил Остхаус в городе Хагене в Германии, и произошло это в 1912 году». А собирать неевропейское искусство Остхаус начал более чем за десять лет до этого. Так что в 1912 году, когда его музей отмечал десятилетие, он уже мог продемонстрировать мировые культуры во всей полноте: от исламских изразцов до теневых фигур Явы, от китайского фарфора до — и это были самые важные экспонаты — африканской скульптуры. И все это рядом с последними картинами Эмиля Нольде и других экспрессионистов.

Эта концепция формирования экспозиции легла в основу проекта музея, строительство которого завершилось в Эссене к 1929 году. Она же сохранилась и в новом проекте музейного комплекса Чипперфильда, представленном в 2007-м и построенном на деньги Фонда Круппа. Некоторые отступления от замысла Остхауса, однако, присутствуют. Так, неевропейское искусство отделено в экспозиции от нового искусства. Но стремление эстетически уравнять все эти объекты и в полной мере донести до зрителя их внутреннюю ценность и художественные достоинства обновленному музею свойственно в той же мере, что и его историческому предшественнику.

Именно такое признание равноценности помогает по-новому взглянуть на неравноценную коллекцию Остхауса и его преемника — эссенского музея. Коллекция не может служить всеохватной иллюстрацией к учебнику по истории искусств — от французских импрессионистов до абстрактной живописи Кандинского. Все эти работы в музее присутствуют, но подбор их своеобразен: он включает гигантское полотно Оноре Домье 1850 года Ecce Homo! и работу Эдуара Мане 1877 года «Певец Жан-Батист Фор в роли Гамлета», скульптуру Огюста Родена и потрясающие коллекции картин Поля Гогена и Винсента Ван Гога, в том числе первую картину Ван Гога, приобретенную музеем и включенную в экспозицию. Далее следуют постимпрессионисты, среди которых Жорж Сера и Поль Синьяк, затем кубисты второго ряда Андре Дерен и Анри Ле Фоконье (последний сейчас не столь знаменит, как при жизни), но Пикассо в коллекции нет. И наконец, немецкие импрессионисты, в чьих работах, позднее изъятых нацистами, Остхаус в свое время увидел ту же первозданную энергию, которая заключена в африканских масках и меланезской скульптуре. «Музей — это микрокосм мирового духа, — написал в 1919 году главный хранитель музея Остхауса, — и одновременно он отражает современную душу».

Ни один современный музей не провозгласил бы ничего подобного. Но именно сейчас как никогда с тех пор, как музей был разорен в 1937 году, чувствуется особый дух Фолькванга. Модернизм здесь почитают не только за его художественные достижения, но и за то, какую творческую энергию он высвобождает. И неважно, где и при каких обстоятельствах она приносит плоды, главное — она дает шанс освободиться от всех предрассудков. Именно глубокое почитание человеческого дара выражать себя в произведениях искусства отражено в коллекции Музея Фолькванг.