Бернхард Шульц

Музей Виктории и Альберта, Лондон 25 сентября 2010 — 9 января 2011

Всякий, кто видел когда-нибудь могилу Сергея Дягилева на кладбище Сан-Микеле в Венеции, наверняка был глубоко уязвлен ее бедностью, почти заброшенностью. А ведь здесь похоронен человек, который в течение двадцати лет был едва ли не главной фигурой в европейском театре, который так много сделал для музыки и изобразительного искусства XX века. Дягилев умер 19 августа 1929 года в своем любимом городе, в его времена все еще напоминавшем фантастическую театральную декорацию. В Венеции умер и Рихард Вагнер, создатель концепции Gesamtkunstwerk, единого непрерывного произведения искусства. То, что создавал Дягилев, этот беспокойный импресарио, и было истинным Gesamtkunstwerk, которое созидали художники всех профессий. «Русские балеты», которые начались в 1909 году в Париже, стали легендой, навсегда вошедшей в историю европейского искусства.

Выставка Музея Виктории и Альберта предоставляет редкую возможность наглядно представить себе все это великолепие. Выставка поражает воображение своим богатством и разнообразием представленного материала. Ее устроители ставили перед собой задачу реконструировать ту атмосферу, в которой жили, путешествовали и выступали по всему миру Дягилев и его актеры. Их деятельность протекала как бы в двух исторических мирах. До Первой мировой войны — в буржуазном обществе эпохи его расцвета, и после — в обнищавшей и политически нестабильной системе. Но Дягилев каким-то образом умудрялся этого не замечать. Театральные костюмы, показанные на выставке, поражают своим роскошеством. А все дело поражает размахом и какой-то праздничностью. Похоже, что это было бесконечное пиршество. При этом мы знаем, что Дягилев вовсе не был состоятельным человеком. В 1922 году он даже вынужден был объявить банкротство. Остается только гадать, как ему удавалось удерживать своих сотрудников, которые работали с ним годами. А ведь это были лучшие танцоры, хореографы и композиторы своего времени — Фокин, Нижинский, Стравинский, Дебюсси. Конечно, никакая выставка не может передать обаяния театрального зрелища. Фотографии, эскизы декораций, другие документы — это лишь намеки.

Но все же мы видим множество прекрасных костюмов, украшенных жемчугом и золотом, а также настоящий раритет: задник, расписанный Наталией Гончаровой для постановки балета Стравинского «Жар-птица» (не премьерной 1910 года, а поздней — 1926). Здесь же знаменитый занавес Пикассо для спектакля 1924 года «Голубой экспресс» на музыку Мийо. Сотрудничество Дягилева с Пикассо началось в 1917 году, когда он делал декорации для балета Эрика Сати «Парад». Постановка вызвала скандал, поскольку была воспринята как антибуржуазная сатира. И между прочим, кубизм Пикассо расценили в воюющей Франции как «немецкое варварство».

Истоки «Русских балетов» Дягилева, конечно же, — в художественном объединении «Мир искусства» и в одноименном журнале, который Дягилев издавал с 1898 года вместе с Александром Бенуа. Тогда художники стремились возродить традиции русского народного искусства. Для «Балетов» это было, конечно же, источником вдохновения, но не целью. В Париже с дягилевской труппой стали сотрудничать Коко Шанель и самый популярный тогда модельер Поль Пуаре. Их костюмы не только откликались на русскую традицию, но и влияли на формирование новой моды. Костюмы, которые выставлены сейчас в Музее Виктории и Альберта, бережно сохранялись сотрудниками Дягилева до конца 1960-х годов. Потом некоторые из них были проданы с аукциона. Тогда их и приобрел лондонский музей, пополнив таким образом свою ценную коллекцию.