Александра Новоженова

Эбтисам Абдулазиз (ОАЭ, Шарджа)
Перформансисты в Эмиратах наперечет, и Эбтисам Абдулазиз, живущая в Шардже и делающая перформансы на ее улицах, воспринимается как явление радикальное. Ее трико пародирует закрытость одеяния религиозных мусульманок. Но если они отгораживаются от мира, Эбтисам вступает с ним в диалог. Трико целомудренно скрывает тело, но делает видимым его язык. В перформансе «Автобиография» черный костюм покрыт датами событий ее жизни. В «Женских окружностях» (см. стр. 49) художница, принимая разные позы, сама становится живым знаком.

Сами аль-Турки (ОАЭ, Дубай)
Осмысляет социальные аспекты строительного бума, который, с одной стороны, является основой дубайского процветания, а с другой – главной травмой, нанесенной до недавнего времени дикому региону. Художник дает фотоаппарат в руки гастарбайтерам из Индии, Бангладеш или Пакистана. Именно они – главные строители дубайской сказки, которые живут среди местной роскоши в безобразной бедности. По просьбе художника они документируют собственную жизнь, щелкая друг друга на дешевую мыльницу, которой он их снабдил. Таким образом, рабочие снова обретают власть над своей судьбой. То есть делают что-то, что имеет прямое отношение именно к ним.

Хала аль-Ани (OAЭ, Дубай)
«Типология домов» — один из многих проектов, которые делают эмиратские художники о бурном дубайском строительстве. Но на этот раз не об общественном, а о частном. Пользуясь приемом, найденным еще знаменитыми немецкими художниками Берндом и Хиллой Бехерами, выстраивавшими типологические ряды разнообразных построек, Хала аль-Ани с отстраненностью архитектуроведа фотографирует богатые виллы дубайских нуворишей. В них смешивается помпезная неоклассика и вычурный восточный декор, так что очень забавно наблюдать, как палладианство, охватившее в ХIХ веке всю Европу, добралось наконец до внезапно разбогатевших  Эмиратов, которым античность со всеми ее колоннадами и портиками как минимум чужда.

Абдулла аль-Саади (ОАЭ, Корфаккан)
Эта работа называется «Путешествие Камара Канде» и рассказывает о пути, проделанном художником в компании собаки и осла по имени Камар Канде по северной части Арабских Эмиратов и Оману. По дороге художник Абдулла аль-Саади, принадлежащий наряду с Хассаном Шарифом к старшему поколению эмиратских концептуалистов, фотографировал, снимал видео и рисовал акварели – что-то среднее между наивным пейзажем и картой. Их набралось несколько десятков, и вместе со снимками и видео они составили основу проекта. Название работы отсылает к старым арабским сказкам-путешествиям и легендам о Ходже Насреддине с его ослом (ослиное имя Камар Канде означает «белый сахар», что содержит намек на старинный город Самарканд).

Хассан Шариф (ОАЭ, Дубай)
Центральная фигура дубайской художественной сцены и, в общем-то, художественной сцены всего региона. Он начал работать еще в 70-е, делая концептуалистские перформансы, удивительно напоминающие работы «Коллективных действий» и других международных концептуалистов 80–70-х, как, например, перформанс «Нейлоновая веревка». Одинокий человек в пустыне протягивает веревку, привязав ее к кустику чахлой травы, или собирает и бросает камни среди песков. Кроме того, Хассан Шариф делает красочные инсталляции и объекты из разнообразных мусорных материалов

Тарек аль-Гуссейн (Кувейт)
Cын палестинских беженцев, родившийся в Кувейте, Тарек аль-Гуссейн фотографирует себя как бездомного странника, неприкаянно идущего сквозь пустынные пейзажи – песчаные или каменистые, но обязательно печальные. Он всегда либо стоит к зрителю спиной, либо закрывает лицо платком – традиционной «арафаткой». Мотив одиночества в пустыне часто встречается в арабском искусстве, но в этих вроде бы декоративных фотографиях есть еще и политический намек на ситуацию вокруг палестинских территорий, куда художник будто бы хочет, но не может вернуться.

Топ-5 Арт-шахини

Жены и дочери шейхов уже давно не сидят взаперти в гаремах, а активно продвигают современное искусство на Ближнем Востоке. Злые языки утверждают, что для многих шахинь современное искусство всего лишь модный аксессуар, такой же, как сумочки Louis Vuitton. Но среди восточных принцесс встречаются не только страстные коллекционеры, но и министр культуры, директор биеннале, а также попечители музеев. В то время как их отцы и мужья продают на Запад нефть, шахини тратят миллионы долларов из семейного и государственного бюджета на современное искусство и просвещение, пытаясь привить вкус к западной культуре в странах Персидского залива.

1 Аль-Маясса бин Хамад бин Халифа аль-Тани, Катар
Дочь правящего эмира Катара шейха Хамада бин Халифа аль-Тани получила степень бакалавра по политическим наукам и литературе в американском Duke University. Председатель совета попечителей Управления музеев Катара. Активно участвовала в создании Музея исламского искусства, Арабского музея современного искусства, а также Национального музея Катара, спроектированного архитектором Жаном Нувелем, который должен открыться в 2013 году. Аль-Маясса утверждает, что «ислам – мирная цивилизация, которая всегда взывала к толерантности и мирному существованию с другими народами». Недавно она снялась у скандально известного фотографа Юргена Теллера для глянцевого журнала W.

2 Паула Мубарак аль-Сабах, Кувейт
Шейха Паула, в девичестве Паула Ньюджент, родилась в США. Ее муж – шейх Мубарак Джабер аль-Сабах, первый заместитель премьер-министра и министр обороны Кувейта. Паула – одна из главных коллекционеров Ближнего Востока, чье собрание насчитывает 300–350 картин и скульптур. В основном собирает американскую живопись 1960–1970-х годов. Большая часть ее коллекции погибла во время войны в Ливане. Вторично коллекция пострадала во время войны в Персидском заливе. Во дворе ее дворца в Кувейте стоит фонтан работы Пикассо, а внутри находятся работы Энди Уорхола, Роберта Мазервела, Захи Хадид. Член попечительского совета Serpentine Gallery, она также патронирует ярмарку Art Dubai.

3 Лулу аль-Сабах, Кувейт
Дочь шейхи Паулы аль-Сабах. Получила степень магистра в Лондонском университете, в течение двух лет работала консультантом в аукционном доме Christie’s. Затем, устроившись в аукцион Phillips de Pury, в 2009 году помогала в организации первых торгов в Дубае. В том же году открыла консультационное арт-агентство JAMM совместно с Лидией Лимерик, в то время главой отделения искусства Ближнего Востока Christie’s. Агентство специализируется на культурных проектах: составлении частных и корпоративных коллекций, презентации выставок, организации аукционов. Лулу ведет активную светскую жизнь. «Я продвигаю себя, чтобы продвигать художников», – говорит она. Слушает Боба Дилана, Дженис Джоплин и «Роллинг Стоунз».

4 Хур аль-Касими, Шарджа
Дочь эмира Шарджи шейха Султана бин Мухаммед аль-Касими. В 2010 году разделила с бывшим куратором биеннале в Шардже Джеком Персекяном 90-е место в рейтинге самых влиятельных людей в искусстве по версии журнала Art Review. Окончила Королевскую академию искусств в Лондоне. Художник и куратор. Живет в Шардже и Лондоне. В 2002 году 23-летняя шейха стала директором существующей с 1993 года биеннале в Шардже. В том же году она основала благотворительный фонд Sharjah Art Foundation, целью которого стала в том числе финансовая поддержка биеннале. Патрон ярмарки Art Dubai. Считает, что искусство должно быть социально ответственно. «Я не хочу быть лицом биеннале, главное – это художественные произведения», – говорит Хур аль-Касими.

5 Маи бин Мухаммед аль-Халифа, Бахрейн
Первая женщина-министр в арабском мире. Входит в число 50 самых влиятельных арабских женщин. Министр культуры и информации Бахрейна. Окончила Университет Шеффилда в Англии со степенью магистра политических наук. К заслугам шейхи Маи относят сохранение исторической застройки города Мухаррак и создание там Центра культуры и исследований, ставшего площадкой для дискуссий художников, музыкантов и философов со всего арабского мира. Основала фестиваль «Весна культуры», во время которого в течение месяца в Бахрейне проходят важные культурные события. Шейха хотела бы «привлечь более широкую и молодую аудиторию, чтобы сделать культуру образом жизни».