Ирина Кулик

Мультимедиа Арт Музей, Москва, 25 мая – 10 июля 2011

Выставка из туринского Музея современного искусства Кастелло ди Риволи — первая в Москве систематическая, составленная из полновесных объектов и инсталляций экспозиция, позволяющая представить, чем же было одно из центральных течений европейского современного искусства. Arte Povera («Бедное искусство»), художественное направление, сложившееся в Италии в конце 1960-х годов (название было предложено в 1967 году критиком Джермано Челантом), возникло как антитеза минимализму и поп-арту. Представлению об американском contemporary art как о рациональном искусстве-производстве участники арте повера, выступавшие как единомышленники Йозефа Бойса и последователи Ива Кляйна, противопоставили искусство как соучастие в бытии — будь то социальная ангажированность или причастность к тайнам мироздания. Инсталляция Марио Мерца 1968 года «Шатер Каддафи» из серии его фирменных «иглу» — это и отклик на те политические реалии, вновь ставшие злободневными, и эфемерное и вечное жилье номада, чья форма древнее всех сохранившихся архитектурных памятников. А «Все» Алигьеро Боэтти 1988–1989 года — ковер с вязью изображений, навеянных картинками из журналов, но вышитый вручную афганскими беженками, — это и социальное искусство взаимоотношений, и поп-арт, «проваленный» в наивное искусство. Но с не меньшим интересом, нежели социальные и политические процессы, художники арте повера созерцают элементарные природные феномены — соль, оседающую из испаряющейся морской воды на ткани («Палатка» Джильберто Дзорио, 1967). А «11-метровое дерево» Джузеппе Пеноне — брусок промышленной древесины, из которого художник восстановил погребенный в нем естественный ствол с ветвями и сучьями, — можно рассматривать как своего рода манифест арте повера. Его «бедность» была прежде всего возвратом к доиндустриальным материалам и допромышленным способам делания искусства, к чувственной конкретности материалов и веществ — так, уголь в безымянной инсталляции Яниса Куннелиса 1967 года из товара или источника энергии снова превращается в сверкающую черную груду, которой можно не только любоваться, но и испачкаться. Итальянское «бедное» не сводится к работе с мусором, отходами и отбросами производства, к вынужденности, скудности и самоограничению, хотя на выставке есть и хрестоматийно-мусорная «Венера в лохмотьях» Микеланджело Пистолетто — груда секонд-хендных обносков, над которой стоит, словно намереваясь поискать, чем бы прикрыться, античная статуя. Напротив, художники этого направления демонстрировали неслыханную свободу в выборе материалов, возможностями каждого из которых они наслаждались с истинно средиземноморской чувственностью, будь то свинец, джутовое полотно или даже неоновые трубки. Художники арте повера готовы наслаждаться не только цветом и текстурой, но порой и запахом своих материалов — как в источающей дивный аромат инсталляции Джузеппе Пеноне «Вдыхая тень»: целой стены из набитых в сетки сухих лавровых листьев, по цвету и фактуре столь же роскошных, что и бронзовый лавровый венец, фоном для которого они служат. Живые и бронзовые листья, нехитрая пряность и символ почестей почти неотличимы в своей красоте, как неотличимы в оптике арте повера бедное и богатое, культурное и природное и в идеальной перспективе — искусство и жизнь, соединить которые так или иначе мечтали многие поколения утопистов от авангарда и современного искусства.