Анна Матвеева

В Петербурге во второй раз вручена Премия Сергея Курехина в области современного искусства

В прошлом году Центр Сергея Курехина, некоммерческая организация, существующая на средства спонсоров и поддерживаемая Комитетом по культуре Петербурга, впервые вручал свою премию. Это единственная крупная петербургская премия в области экспериментального творчества, и она отнюдь не ограничивается петербургскими и даже российскими номинантами. Не ограничивает она себя и визуальным искусством: взяв за образец легендарные курехинские «Поп-механики», жюри премии рассматривает в первую очередь проекты, нацеленные на синтез разных искусств, чтобы и художества, и поэзия, и театр, и музыка всех мастей сливались в единый мультижанровый перформанс, по возможности зажигательный.

Впрочем, самому мероприятию зажигательности явно не хватило. Прошлогоднюю церемонию вел Артемий Троицкий и вел вызывающе: «Бакштейн? Не знаю, кто такой. Ольга Шишко? Ей повезло, я о ней никогда не слышал». Про самого Курехина ведущий тогда сказал: «Ну, это был красивый парень, который шикарно одевался и неплохо играл на разных инструментах». Даже видавший виды Сергей Бугаев-Африка тогда, помнится, попенял на «московский стиль» конферанса. На этот раз оргкомитет решил не повторять прошлогоднего эксперимента. Церемония прошла кратко, сухо и по-деловому. Ведущий Александр Малич был предельно лаконичен. Быстрое представление номинантов, объявление победителя, по одной благодарственной фразе от каждого, небольшой музыкальный номер-перебивка. В этом году у премии появился символ: помимо денежного приза победители получили статуэтку, автором которой стал прошлогодний лауреат Премии Курехина — один из ведущих петербургских художников Петр Белый.

Открывал церемонию глава Комитета по культуре администрации Петербурга Антон Губанков. Поприветствовав жюри и номинантов, он вдруг отвлекся на другую премию в области современного искусства — врученную в Москве накануне «Инновацию». «Группа “Война” — это пиарный отстой! — заявил господин Губанков (зал взорвался улюлюканьем). — А мы здесь награждаем истинное искусство».

Истинное искусство распределилось по шести номинациям плюс Гран-при. Впервые в регламенте Премии Курехина (и впервые в России) появился приз за лучшее произведение public art. Его получил дуэт Марины Алексеевой и Бориса Казакова с проектом «Маршрутка»: художники подменяли электронной симуляцией виды из окон маршрутных такси и наблюдали за реакцией пассажиров. Лучшим художественным проектом объявлено видео Максима Свищева «Зал ожидания», лучшим кураторским — Гоголь Fest, осуществленный в Киеве Екатериной Бочавар. В области электронной и этнической музыки призы получили группы «Елочные игрушки» и «Гурзуф». За поэтический перформанс наградили петербурженку Наталью Першину-Якиманскую с проектом «Последний рубеж». А Гран-при жюри так и не сумело присудить кому-то одному. После долгих прений награду разделили надвое и вручили таким разным проектам, как «Медея. Эпизоды» в постановке Театро ди Капуа и «Три струнных квартета для одного видео» нижегородской группы «Провмыза».