Елена Федотова

Парижскую ярмарку современного искусства FIAC еще недавно упрекали в местечковости и консерватизме. Однако 37-я ярмарка доказывает обратное. Из почти 200 галерей-участниц всего 72 — из Франции. Что же касается консерватизма, FIAC, безусловно, консервативнее экспериментальной лондонской ярмарки Frieze, но и понятия о консерватизме в Париже сильно изменились.

Огромные очереди с двух сторон опоясывали Гран-Пале в выходные, на которые пришелся пик посещений ярмарки, хотя зрительский ажиотаж сохранялся все дни ее работы, начиная с VIP-открытия. Глядя на ассортимент, с трудом верится, что еще несколько лет назад у FIAC была репутация одной из самых консервативных ярмарок, на которой главное место было отведено модернизму. В этот раз стенды, торгующие модернистами, скорее напоминали небольшую резервацию. FIAC сильно помолодела. Здесь появились галереи, торгующие работами молодых художников, в том числе лауреатов премии Марселя Дюшана, последнего из которых, Сиприена Гайяра, представляли несколько галерей. И все же если сравнивать FIAC с двумя другими китами арт-бизнеса — «Арт-Базелем» и лондонской Frieze, она все равно остается третьей. До масштаба «Арт-Базеля» FIAC пока далеко, как и до экспериментальности Frieze. Однако почетное третье место совсем не плохо в мировой табели о рангах. В Париже преобладало искусство, которое легко коллекционировать, — искусство, которое называют «сделанным» и к тому же не требующим от коллекционера каких-то специальных условий по транспортировке и сложного экспонирования. Да и цены не кусались, так что каждый коллекционер мог найти интересную работу, начиная от 10 тысяч евро. Впрочем, работ-миллионеров именитых художников также было предостаточно. Продажи шли на ура: некоторые произведения исчезли со стендов сразу после вернисажа, как великолепная работа Франческо Веццоли со стенда галереи Ivon Lambert. Многие галереи за время ярмарки обновляли свои экспозиции. Да и в частных беседах галеристы говорили, что очень довольны продажами. Судя по всему, врать не было причин — FIAC пестрела красными точками.

Заметный тренд этого года — возвращение к природе. Возможно, интерес к теме флоры и фауны возник как средство против вялотекущей депрессии, вызванной кризисом. Искусство кололось, цвело и пахло. Одно из самых гигантских произведений на ярмарке — четырехметровая юрта из веток и стекла классика arte povera Марио Мерца (€1,3 млн) продавалась в Kewenig галерее. Вообще создавалось впечатление полного триумфа аrte povera: «бедные» итальянцы встречались на многих стендах. Правда и то, что сейчас покупка «итальянского бедного» обойдется в целое состояние. Галерея Marian Goodman выставила несколько работ не менее известного художника аrte povera Джузеппе Пеноне — абстракцию из мрамора и шипов акации (€275 тыс.) и забронзовевший пень (€300 тыс.). Дэвид Цвирнер показал выставку алжирского француза Аделя Абдессемеда — полутораметровый куб, сложенный из чучел животных «Таксидермия» (€280 тыс.). Африканский художник, живущий на Западе, Паскаль Мартин-Тайо соорудил деревню из скульптурок африканцев: стеклянных аборигенов украсили искусственными цветами и настоящими ветками и поставили на настоящие пни (€35 тыс. в галерее Continua). Впрочем, на ярмарке было немало произведений в жанре natura morte: грибы Карстена Хеллера (€158 тыс. в Air de Paris), тыквы Яои Кусама (€500 тыс. в галерее Виктории Миро), стальной букетик Тома Вессельмана (€225 тыс. в Hans Mayer) или букет из гвоздей Гюнтера Юккера (работа 1968 года — €225 тыс. там же).

Еще одним трендом стало рукодельное искусство. Тренд этот не нов, однако популярность его не проходит. Тон задавали работы Алигьеро Боэтти, еще одной звезды итальянского бедного. Персональную выставку покойного художника показала нью-йоркская галерея Барбары Глэдстоун. Вышитая «Карта» Боэтти стоила здесь €1,3 млн. Свои карты мира Боэтти вышивал начиная с семидесятых годов прошлого века, обозначая каждую страну изображением ее флага (вышивал он их, конечно, не сам, а ремесленники Пакистана и Афганистана). В то время как в другой галерее, представлявшей работы Боэтти, Tornabuoni Arte, карты стоили подороже — €1,7 млн и €1,45 млн. Современную версию «Начала мира» Гюстава Курбе, вышитую трепетной рукой британки Трейси Эмин, оценили в €184 тыс. в галерее Lehmann Maupin из Нью-Йорка. Огромной популярностью пользовались и вышивки бисером Фархада Мошири — его работы продавались в Emmanuel Perrotin (€200 тыс.), причем экспозиция в галерее быстро менялась. А в выходные галерея Тадеуша Ропака метнула под занавес бисер, выставив картину Мошири, которую тут же купили.

Работ топовой категории в Париже было немало. Галерея Kamel Mennour притащила на FIAC гигантского «Слизня» Аниша Капура — шестиметровый червяк из стекловолокна потянул на £1,8 млн. Галерист не отходил от своего сокровища ни на шаг и в итоге сообщил, что ведет переговоры о покупке. В Париже усвоили международную практику продаж работ художников, чьи выставки проходят параллельно с ярмаркой. Галерея Vedovi привезла розового покемона Такаши Мураками (€1,6 млн) — попсовое искусство японца сейчас показывают в Версале. Chantal Crousel выставила серию изысканных картин Габриэля Ороско (€145 тыс.), чья выставка идет в Центре Помпиду. Несколько галерей привезли работы Жан-Мишеля Баскиа — на его выставку в Музей современного искусства Парижа стоят очереди. Там же проходит скандальная выставка фотографа Ларри Кларка о юных обитателях андерграунда — две галереи Luhring Augustine и Simon Lee торговали его винтажами ($35 тыс.).

Многие именитые галереи представляют работы молодых художников. Галерея Thaddaeus Ropac пригрела молодого панка Теренса Коха («Пианино» и «Канделябр» — по €60 тыс.). Объект прошлогоднего лауреата приза Марселя Дюшана Саадана Афифа (€29,5 тыс.) исчез со стенда галереи Michel Rein уже на третий день ярмарки. Но больше всего работ молодых талантов выставляли во втором пространстве ярмарки — в квадратном дворе Лувра.

Именно в Лувре базировался стенд единственной русской галереи, в этом году поехав­шей на FIAC. На стенде М&Ю Гельман толпился народ, разглядывая работы Алексея Каллимы (€37 тыс.), Валерия Кошлякова (€40 тыс.), группы Recycle (€15 тыс. и €7 тыс.), Дмитрия Гутова. Фотографию бородатой фемины работы Ильи Чичкана поместили даже на первую полосу местной газеты artinfo — прекрасного гермафродита купили в первые дни. Работ Авдея Тер-Оганьяна галерея не выставила, хотя по всем правилам арт-бизнеса произведения скандального героя выставки «Контрапункт» в Лувре, объявившего организаторам бойкот, должны были появиться и на ярмарке. Несмотря на то что в этом году не участвовали галереи «Айдан» и XL, русское присутствие было ощутимо. Двух русских художников представляли две западные галереи: Krinzinger торговала картиной Валерия Кошлякова 1996 года (€40 тыс.), а Anne de Villepoix — графикой Алексея Каллимы (€35 тыс.). Работы Каллимы и Ирины Кориной теперь есть в собрании французского Музея современного искусства MAC/VAL, где стажировались художники. «Ротонда» Александра Бродского стояла в садах Тюильри, где проходила выставка монументальных работ, и пользовалась огромным успехом у гуляющих, которые массово фотографировались на ее фоне. Судя по всему, у русского искусства есть шансы продвинуться на FIAC, а у FIAC — все шансы укрепить свою репутацию современной и популярной ярмарки.