Макс Седдон, Лондон

Галерея Тейт, Лондон 5 октября 2010 – 2 января 2011

Премия Тернера, прежде стремившаяся шокировать зрителя, теперь заботится о том, чтобы ненароком никого не обидеть. В связи с этим на последней выставке номинантов случился небольшой конфуз. Прибывших на открытие фотографов просили подписать некий документ, гарантирующий, что они воздержатся от публикации материала, способного «нанести вред репутации Тейт». Большинство подписывать отказалось, что привело к двухчасовому противостоянию, в результате которого галерея была вынуждена капитулировать. Тем более что провоцировать общественность в этом году галерее решительно нечем. Премия Тернера сильно изменилась за последние годы. Например, самые интересные номинанты-2010 совершенно неожиданно занялись перетолковыванием самых традиционных жанров изобразительного искусства, таких как живопись и скульптура.

Работы Декстера Дэлвуда отсылают к истории искусств, политике и литературе, художник создает картины-нарративы, осмысляющие важные фигуры и значимые события недавней британской истории. Однако они как таковые на картинах отсутствуют — зритель самостоятельно складывает их из предлагаемых визуальных компонентов. Так, на картине «Берроуз в Танжере» (2005) изгнанный писатель представлен нам в виде собственной печатной машинки, покрывала, напоминающего «Марокканцев» Матисса (1916), и в технике коллажа в духе Раушенберга.

Если Дэлвуд переосмысляет литературную составляющую традиционной живописи, то уроженка Испании Анжела де ла Круз исследует ее физическую эластичность и сходство со скульптурой. Деформированные, сморщенные холсты сложены друг на друга, расстелены по полу или свалены в большой черный ящик. Выглядят они жалко и несчастно, словно созданы специально для того, чтобы вызывать сочувствие у зрителей.

По сравнению с эмоциональностью Анжелы де ла Круз работы «Отолит Груп», ветеранов Второй Московской биеннале, выглядят более умозрительными и расчетливыми. Их инсталляция «Отолит III» (2009) — это «при-мейк» сценария Сатьяджита Рея «Инопланетянин» (1967). По нему собирались снимать фильм с участием Петера Селлерса и Марлона Брандо, но замысел не был реализован.

Еще один номинант премии, Сюзан Филипц, не смогла адекватно представить свою работу в галерее, потому что это site-specific звуковая инсталляция. Несмотря на то что «Долине» (2008/2010) удается заполнить пространство благодаря трем установленным в галерее колонкам, резонанс, увы, утерян. В своей инсталляции художница исполняет шотландскую балладу, в которой автор оплакивает утонувшего возлюбленного. Песня доносится из-под моста Георга V в Глазго (популярное место самоубийств). В Тейт, однако, трагическое сочинение не звучит так горько, как было задумано автором.

Работа Филипц — первая в своем роде саунд-инсталляция, выдвинутая на премию Тернера, отчего некоторые считают ее фаворитом. И все-таки заранее определить победителя сложно. Дэлвуду и де ла Круз, чьи работы смотрятся наиболее убедительно, не хватает самостоятельности: первый слишком зависим от первоисточника, вторая — от художественно-исторической традиции. Работы «Отолит Груп», наоборот, слишком претенциозны, чтобы восприниматься всерьез, а работа Филипц может показаться приторной и чрезмерно прямолинейной. Если признать, что в этом году премия Тернера устремилась к некоей общепринятой, с ее точки зрения, норме, то — как показывает выставка — лучше ей придерживаться собственных, формировавшихся годами представлений об искусстве.