Елена Федотова

Габриель Ороско, Сантьяго Сьерра, Франсис Алюс, Таня Бругера – художники из Латинской Америки все чаще становятся международными звездами. Латиноамериканское искусство не претендует на роль лидера арт-рынка, однако во время новой волны экономического кризиса о нем все чаще говорят как о быстро развивающемся сегменте

1.
Судя по прошедшей в Новом музее Нью-Йорка Триеннале молодого искусства, американские кураторы ищут таланты за пределами США. Из пятидесяти участников только один американец, один европеец, остальные – выходцы из стран третьего мира, и среди них восемь латиноамериканцев.

Британские художественные институции также начинают активно поддерживать латиноамериканское искусство. Десять лет назад в галерее Тейт появился Департамент латиноамериканского искусства, а в этом году его бывший куратор Куаутемос Медина курирует «Манифесту». Четверть художников, рожденных после 1985 года, чьи работы были куплены в последнее время галереей Тейт, – латинос.

Латинос активно продвигаются на мировых аукционах и ярмарках. В мае 2011 года торги латиноамериканского искусства, устроенные Sotheby’s в Нью-Йорке, собрали $26,8 млн (было продано около семидесяти процентов лотов) и стали самыми успешными за всю историю торгов искусства стран Латинской Америки.

Помимо того, что латиноамериканское искусство широко представлено на мадридской ярмарке ARCO, латинос завоевывают мировые художественные столицы – Лондон и Нью-Йорк, где проводится ярмарка латиноамериканского искусства PINTA. Oткрытие филиала Art Basel в Майами также связывают в первую очередь с растущим количеством коллекционеров-латиноамериканцев, обитающих в городе, который уже давно стал неофициальной столицей Латинской Америки.

2.
Эксперты связывают рост арт-рынка в странах Латинской Америки в последние годы с демократизацией местных правительств. Кроме того, на развитие латино­американского искусства, безусловно, повлиял экономический подъем во многих странах региона, что привело к появлению сверхбогатых коллекционеров.

Один из наиболее могущественных – мексиканец Карлос Слим, самый богатый человек в мире по версии журнала Forbes ($69 млрд), владелец телекоммуникационной компании Telmex and América Móvil. В 1994 году Слим открыл частный музей Soumaya. Новое здание музея было построено архитектором Фернандо Ромеро при участии таких тяжеловесов, как Фрэнк Гери и компания Ove Arup. В музее хранятся произведения искусства XV–XXI веков общей стоимостью $700 млн.

Еще один ведущий мексиканский коллекционер – Эухенио Лопез Алонсо, владелец компании по производству соков Jumex. Лопез собрал самую большую коллекцию современного искусства в Латинской Америке La Colección Jumeх. В собрание входят 1200 работ, половина которых создана латиноамериканскими художниками моложе 45 лет.

Сверхбогатые коллекционеры – не единственные покупатели современного искусства в странах ЛА. Как утверждают галеристы, современное искусство перестало быть товаром исключительно для представителей элит. Здесь все больше активизируются молодые коллекционеры – адвокаты, инженеры, доктора и преподаватели, покупающие работы стоимостью до $10–15 тысяч.

3.
Кризис в значительной степени повлиял на продвижение латиноамериканского искусства. Судя по последнему выпуску ярмарки ARCO, спрос остался либо на большие имена, либо на молодых и, соответственно, недорогих художников, то есть и на латиноамериканцев. И хотя латиноамериканский арт-рынок во многом ориентирован на коллекционеров из Европы и США, он не в меньше степени связан с Испанией. ARCO по-прежнему играет роль рычага движения вперед для многих латиноамериканских галерей.

Испания пока что сохраняет позиции лидера, но кризис в этом году сильно ударил именно по ней. «В Испании все еще сильный рынок, – говорит сотрудница одной из ведущих испанских галерей Elvira Gonzalez. – Однако те коллекционеры медленно сбавляют обороты. Самые стойкие покупают одну-две работы в год». В поисках выхода из кризисного поло­жения галереи ориентируются на продажу работ в государственные институции и фонды, как галерея Espaivisor-Visor из Валенсии. В ее ассортименте в основном классики латиноамериканского искусства – Карлос Леппе, Мигуэль Анхель Рохас.

В Португалии – еще одной испаноязычной стране, чей рынок также связан с латиноамериканским, – ситуация еще хуже, чем в Испании, здесь ждут развития греческого сценария. Искусство португальских художников достаточно дешево, в основном за работу просят в районе $10 тысяч. Чтобы выжить, художники порой вынуждены искать побочный заработок. Многие из них эмигрируют, как Rigo 23, уже двадцать лет живущий в Сан-Франциско. Стрит-артист, известный своими работами в защиту политзаключенных в США, в последнее время Rigo 23 сосредоточился на борцах за свои права из Латинской Америки – он вышивает сюжеты о Сапатистской армии национального освобождения.

Одну из лучших позиций на арт-рынке Латинской Америки занимают Мексика и Бразилия. «В Мексике больше нет кризиса, – утверждает директор галереи Luis Adelantado. – Но, несмотря на то, что мексиканские коллекционеры поддерживают своих художников, в целом они предпочитают собирать международных звезд. Мексиканские художники в отличие от испанцев по-прежнему чувствуют себя провинциальными. Мы все еще третий мир». Если в Мехико существует развитая арт-система, то в провинциальных городах сохраняется тяжелая обстановка. Директор галереи Plataforma Arte Contemporanea из Гвадалахары жалуется, что музеи не ведут в городе просветительскую работу и в отсутствие публичных программ галереям приходится брать эту функцию на себя: как более подвижный организм, они организуют выставки, лекции и мастер-классы.

Всплеск активности в Бразилии напрямую связан с Биеннале в Сан-Паулу. Там хорошая инфраструктура искусства, множество галерей, художников и коллекционеров. Но высокие налоги на импорт (до шестидесяти процентов от стоимости работы) не позволяют арт-рынку функционировать полноценно. Соседние Колумбия и Аргентина подтягиваются за соседом. Плодовитый колумбиец Фернандо Ботеро бьет рекорд за рекордом. В 2011 году Sotheby’s провел аукцион, посвященный работам 79-летнего художника, – 21 лот был продан за $7,5 млн. В прессе Ботеро сравнили с Дэмианом Херстом.

Однако рынок в странах Латинской Америки развивается крайне неравномерно. «В Гондурасе нет галерей, – рассказывает гондурасский художник Адан Валлесилло. – У нас художнику тяжело выжить. Я выставляюсь в галерее из Перу, и мне удается существовать на доходы от продажи работ. Но я не завишу от локального рынка. Мои коллекционеры в основном из Европы и США».