Карина Караева

Museu d’Art Contemporani de Barcelona (MACBA), Барселона 5 ноября 2010 – 25 апреля 2011

В переводе с каталанского название выставки звучит так: «Готовы ли вы к телевидению?», оно провокативно и наивно одновременно. С одной стороны, выставочный проект позиционирует себя в качестве визуального комментария, с другой — как заявление о смерти телевидения и попытка концептуализировать эту, ставшую распространенной идею.

Экспозиция выстроена таким образом, что охватывает не только весь период становления телевидения, но также включает безусловную художественную апроприацию. Перемещаясь по лабиринтам телевизионной иллюзии, каждый раз сталкиваешься с ощущением подделки: в одном из залов наглядно рассказывается о телевизионных постановочных интервью — от Кеннеди до Клинтона, потом возникает подборка «телевидение и политика», которая, собственно, является завершением долгого дантевского пути. Вергилием, точнее, Вергилиями этого путешествия выступают знаменитые философы, занимавшиеся теорией телевидения и философией образа. В 60-е годы, как известно, телевидение распознает новую реальность — помимо бесконечных репортажных отчетов из разных точек мира появляются многочасовые дискуссии с Фуко, Леви-Строссом, Хайдеггером, которые поясняют собственные теории. Вскоре на пространство телевизионной борьбы вступает Жан-Люк Годар, анализирующий методы вещания, а также их распространение в различные междисциплинарные сферы. В это же время телевидение внедряется в искусство — видеохудожники используют телевидение как визуальную азбуку. Происходят интересные художественные эксперименты: Марта Рослер посещает телевизионные шоу, а Джеф Кунелис в работе De langste dag открывает новые бытовые условия проникновения искусства в дома — по примеру телевидения, вошедшего в каждую квартиру и изменившего представления о мире. Телевидение определяет статус художника: Ричард Принс специально для MTV в конце семидесятых годов, реагируя на побочный эффект вещания и изменение отношения с печатными изданиями, выступает перед нью-йоркским Гуггенхаймом и заявляет о том, что он и есть представитель продажной прессы, как будто высмеивая и так достаточно ироничное заявление Маклюэна о том, что официальная культура старается воздействовать на новые медиа. Одновременно с достаточно радикальными выпадами некоторых художников происходит и процесс более последовательных взаимоотношений между телевидением и арт-сообществом — в конце 60-х – начале 70-х Ян Диббетс и ВАЛИ ЭКСПОРТ снимают специально для ТВ фильмы. Немецкий художник в течение почти двадцати минут показывает пылающий огонь («ТВ как место огня», 1969), а австрийская перформансистка приходит в семью и создает своеобразный аналог фотофильма об отношениях отцов и детей. Вообще отношение к телевидению как к фотографии — одна из интереснейших тем выставки, представленная отчасти в блоке под названием «Телевидение как государство, или Государство как телевидение». В миниатюрном виде эту теорему доказывает Билл Виола, снявший ряд видеопортретов — различные люди в течение нескольких секунд смотрят непосредственно в камеру. В этот сакральный момент не происходит ничего, кроме фиксации события. Собственно фиксация является сверхидеей телевидения. Именно поэтому ее специально анализируют Дара Бирнбаум и Дэн Грэхем, немец Александр Клюге и соратники пишут Оберхаузенский манифест, испанец Альберт Серра визуализирует трактат «Имена Христа» испанского поэта XVI века Луиса де Леона, а Антони Мунтадас задает вопрос о том, является ли видео телевидением.