Великобритания, 2009
Режиссер Дункан Уорд. Автор сценария Дэнни Мойнихен.
Российская премьера — 11 ноября 2010

 

Ирина Кулик

Легшую в основу фильма новеллу Дэнни Мойнихен написал про нью-йоркскую арт-сцену 1990-х, британская экранизация 2009 года потребовала апгрейда, давшего The Times повод авторитетно посплетничать по поводу прототипов главного героя — галериста и дилера Арта Спингла: в первоисточнике угадывали Ларри Гагосяна, в экранизации — Джея Джоплинга. Оба они — хорошие знакомые Дэнни Мойнихена, выступившего не только сценаристом, но и продюсером «Буги-вуги» — арт-сцену он, занимавшийся дилерством в Нью-Йорке 1980-х, знает не понаслышке. Но с владельцем лондонской галереи White Cube экранного героя Дэнни Хьюстона роднят разве что очки, с Ларри Гагосяном у  него чуть больше общего — как Спингл, Гагосян в 1980-е годы упорно «пас» полотно Мондриана из серии «Буги-вуги»: в фильме оно принадлежит ни в какую не желающему расстаться с ним старику-коллекционеру, некогда купившему его еще у самого художника. Но при всех узнаваемых посвященным деталях Спингл — собирательный образ «акулы арт-бизнеса». Над тем, чтобы сделать правдоподобными нынешние художественные реалии, трудился сам Дэмиен Херст, напичкавший картину работами братьев Чапмен, Сэм Тейлор-Вуд, Бэнкси и прочих актуальных художников. Героев-«актуалов» в фильме всего двое, и они — не главные. Припанкованная лесбиянка, снимающая на видео дневник-автопортрет в духе не то Трейси Эмин, не то Нан Голдин, включающий сцену секса с галеристкой и самоубийства преданного ею друга. И юноша в кожанке, сооружающий прибор для исследования бокового зрения, удобный тем, что ставит в беззащитную и соблазнительную позу засовывающих в него голову посетительниц мастерской. В «Буги-вуги» много трахаются и нюхают кокаин, но это не про sex, drugs & contemporary art. «Буги-вуги» — не о богеме и творчестве, но о буржуазии и деньгах. Выведенные в  фильме художники, умело сочетающие пофигистский образ жизни с нескрываемым стремлением к успеху любой ценой, в  1990-е, эпоху YBA, может, и могли казаться персонажами по-своему новаторскими в своем откровенном цинизме, сегодня же выглядят просто вторичными неудачниками. Впрочем, фильм снят с позиции не арт-критика, исследующего новые типажи художественной сцены, или моралиста, бичующего упадок нравов, но светского хроникера, по определению ничего больше и не желающего знать об искусстве. И это несмотря на то, что постановщик фильма, Дункан Уорд, с «Буги-вуги» дебютировавший в игровом кино, а ранее снимавший документальные ленты об искусстве, так же знает лондонский арт-мир изнутри — он женат на известной кураторше Молли Дент-Броклхерст, сотрудничавшей с лондонской галереей Гагосяна, а сейчас подвизающейся в московском «Гараже». Харизматичный старик-коллекционер в исполнении Кристофера Ли, самого, наверное, прославленного злодея британского кино, игравшего Сарумана во «Властелине колец» и несчетное количество раз Дракулу, и самоубийца — трогательный гей (Алан Камминг), из любви к искусству прогуливающий собачек коллекционеров, в эту хронику так же вписываются. А выбивается из формата гламурная дама (звезда культового сериала «Секретные материалы» Джиллиан Андерсон), от скуки трахающаяся с художниками и разводящаяся с мужем-коллекционером, произносящая самый щемящий монолог фильма о том, как ей хочется вновь ходить по барам, путешествовать, не спать до утра. Похоже, только она, прожив много лет в окружении дорогущих шедевров contemporary art, задумалась о том, что, кажется, все это искусство было о том, как сделать жизнь, не похожей на протоколы светской хроники.