10++ программных текстов для возможных миров

Пер. с нем. Олега Никифорова и Бориса Скуратова. – М.: Логос/ Гнозис, 2011

 

Андрей Ковалев

Рецензию на сборник статей Петера Вайбеля придется начать с выводов, которыми отзыв обычно заканчивается. А именно: судя по всему, издание готовилось в невероятной спешке, когда объявили о том, что хорошо известного в узких кругах теоретика и практика медиаискусства назначили куратором 4-й Московской биеннале. Книга, кажется, планировалась вполне серьезная, переводчики даже обещали обозначать квадратными скобками свои примечания. Но в итоге примечание можно найти всего одно, а квадратные скобки обозначают только перевод на русский английских цитат. Жаль, что так получилось; хотелось бы узнать, например, что же за такой «продуктивизм» был в русском авангарде и не есть ли он всего лишь выписанный кириллицей немецкий термин, употребляющийся по отношению к «производственному искусству»?

Таких ляпсусов, увы, в книге можно выискать множество. Что очень печально. Вайбеля, истинного европейского энциклопедиста, постоянно заносит в области человеческого знания, удаленные от интересов обычного гуманитария, – в нумерологию или физиологию и психологию зрительного восприятия. Чтение, несомненно, очень поучительное, хотя мы уже не слишком доверяем переводам тех обширных фрагментов, где австрийский мыслитель вываливает на нас поток подробностей, связанных, например, с развитием видеотехники.

Однако при чтении именно этих фрагментов мы начинаем догадываться, отчего же основной проект Московской биеннале оказался столь невообразимо скучным. Стойкого проповедника новейших технологий загнал в ловушку ход времени. Сложнейшие изобретения и разработки, которые вызывали священный восторг в 1990-м, в 2011-м уже запрятаны в любом дешевом мобильнике. Пафосные оды новым гаджетам теперь поют только их производители и паства. Всем остальным последние технологии уже не столь интересны. И восторги основателя Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM) по поводу новейших открытий выглядят несколько старомодными.

Но все это обстоятельства привходящие. Всем, кто полагает себя интеллектуалами, этот сборник следует прочитать. Вайбель – пылкий публицист, отважно разоблачающий невежественных кураторов и воспитанных ими невежественных художников. Он бесстрашно вскрывает механизмы всевластия массмедиа. Он – тяжеловесный мыслитель-геополитик, оплакивающий затянувшийся закат Европы. И проницательный наблюдатель – у кого еще можно найти замечание о том, что видео, которое Уорхол снимал у себя на «Фабрике», было точным прообразом современных реалити-шоу.