Наталия Адаскина
ЛЮБОВЬ ПОПОВА. РУССКИЙ АВАНГАРД
Издательство С.Э. Гордеев Москва, 2011

Монография об одной из «амазонок авангарда» напоминает экзаменационный ответ – в меру подробный и скучноватый. Тот случай, когда все на своем месте – юность-зрелость, сезаннизм-кубофутуризм-супрематизм, теория-практика, конструктивизм на театральных подмостках и в эскизах тканей. При этом автор мужественно занимает оборонительную позицию, защищая художницу от любых «обвинений» со стороны современников Поповой. Художник Якулов спьяну сболтнул про плагиат в декорациях к «Великодушному рогоносцу», критик Аранович неосторожно упомянул, будто на фабрике эскизы текстиля приходилось перерабатывать – прилежный биограф всё оправдает.  Д.К.

Орсон Уэллс и Питер Богданович
ЗНАКОМЬТЕСЬ — ОРСОН УЭЛЛС
Rosebud Publishing, Москва, 2011

Не оставив нам возможности маневров, издатель предусмотрительно не сделал оглавления. Читать вразбивку не выйдет, путь указан – осилить страницу за страницей. Впрочем, это легко. Биография Уэллса составлена из интервью, сделанных в разных географических точках, так что сюда добавляется еще и жанр путешествия. Получаем беспроигрышный формат. По большому счету образ героя создается из незначительных, но занимательных деталей. Интервьюер – коллега Уэллса по киноцеху Питер Богданович – говорит непринужденно и взахлеб, не упуская ни примет уэллсовского стиля, ни описаний, как и где они пропустили по стаканчику. В общем, всего того, что складывается в эфемерное понятие «атмосфера». Д.К.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ПОЕЗДКИ ЗА ГОРОД. Т. 2–3.
Библиотека московского концептуализма Германа Титова

Очередной том документаций «Поездок за город», где подробно расписана коллективная жизнь объединения концептуалистов с 1980 по 1983 год, открывается парадоксом: внимание «КД» все больше направлено на «неинтересность». Члены группы считают ее залогом «качества художественного материала акций». Но «неинтересность» граничит с чувством долга, что не всегда способствует созданию произведений искусства. Вывод – «КД» «находится почти в состоянии распада», о чем пишет во вступлении основатель группы Андрей Монастырский. Правда, такое заключение не помешало написать концептуалистам увесистый фолиант, как не помешало самой группе просуществовать по сей день. Д.К.

Славой Жижек
ИСКУССТВО СМЕШНОГО ВОЗВЫШЕННОГО. О ФИЛЬМАХ ДЭВИДА ЛИНЧА
Издательство «Европа», 2011

Почти все психоаналитики имеют кинокритические амбиции: они лучше других понимают, почему герой сделал то, героиня другое и кто кого на самом деле любит. Поклонник Лакана Жижек тоже не отказывает себе в удовольствии поболтать о кино. В этой книжке речь по большей части идет о фантазматической киновселенной Дэвида Линча. То, что в его фильмах кажется совершенно необъяснимым, Жижек объясняет очень хорошо: почему одна и та же женщина может быть двумя женщинами одновременно, как героиня может и умереть, и выжить и чего хотят все эти загадочные персонажи.  А.Н.

Розалинда Краусс
ВЕЧНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ (Perpetual Inventory)
MIT Press, 2010

После «Подлинности авангарда и других модернистских мифов» и «Холостяков», «Вечная инвентаризация» – третья подборка текстов Розалинды Краусс. Инвентаризация представлений – непрекращающийся процесс для критика. Объединяющая тексты сборника тема – последствия распада традиционных медиа. Возникшие «условия постмедиальности» Краусс считает чудовищным мифом и предлагает им альтернативу, опираясь на творчество таких художников, как Уильям Кентридж, Кристиан Марклей, Эд Руша, – авторов, сумевших найти замену распавшемуся медиуму, эту замену Краусс называет «технической поддержкой». Книга издана на английском языке.  А.Н.