Анна Рылева, Ольга Балдина
ДВА ВЗГЛЯДА НА НАИВНОЕ ИСКУССТВО
«Дмитрий Буланин», СПб., 2011

«Сложно о наивном» – таким мог бы быть подзаголовок к книге о двух взглядах на наивное искусство. Первый взгляд – сугубо научный. Он препарирует лингвистическое бытование наива в языке и в культуре, исследует психотип «наивного делателя» и даже докапывается до правополушарного характера наивного искусства. Наивность может быть свойством искусства, а может – социальным статусом. В культурологической панораме Анна Рылева находит место и лубку, и граффити, и сравнительному анализу рисунков Пушкина и Малевича. Второй взгляд полон восхищения и чистосердечного желания защитить «подопечных» (а Ольга Балдина «соорудила» целую галерею очерков о примитивистах, где есть и Павел Леонов, и Василий Романенков) от нападок злопыхателей. Д. К.

Валентина Крючкова
МИМЕСИС В ЭПОХУ АБСТРАКЦИИ. ОБРАЗЫ РЕАЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПАРИЖСКОЙ ШКОЛЫ
«Прогресс-Традиция», Москва, 2011

Сколько копий сломано в попытке нащупать изобразительность в абстрактном искусстве, а тут нате, увесистый научный том. Значительная часть книги отведена под толкование абстрактных творений: например, «Острие в глазу» у Джакометти разом отсылает к сюрреалистам и намекает на остроту видения, которая, впрочем, может и ранить. При этом перед описанием оптики Джакометти автор вводит пассаж о его проблемах со зрением, а говоря про «раскапывание» Пьером Сулажем своих картин, не упускает из вида ширину шпателей и скребков. Ташизм, art informel, оп-арт анализируются в ракурсе отношения абстракции к реальности. Впрочем, абстракция – жанр, открытый для интерпретаций. Когда одни ищут в ней пластические ценности, другие видят символы. Зритель оказывается третейским судьей. Д. К.

Катарина Венцль
МОСКОВСКИЙ ДНЕВНИК. 1994–1997
«Новое литературное обозрение», Москва, 2012

Заметки переводчика и лингвиста Венцль приличной давности, середины девяностых годов. И хотя они покрывают четыре года, к пафосным обобщениям автор не склонен. Короткие, не обязательно связанные друг с другом наблюдения идут чересполосицей остроумных и едких фраз. Венцль пишет про город, про мастерские художников, про вернисажи и братание с художниками (из которых первый по упоминаниям – Авдей Тер-Оганьян), про концерты, про редакторов журналов и газет, про Ленинку и изготовление диссертации. Саркастично-удивленный взгляд человека со стороны, вдруг оказавшегося внутри. Д. К.

Андрей Яхнин
АНТИИСКУССТВО. ЗАПИСКИ ОЧЕВИДЦА
Москва, «Книжница», 2011

В православных учреждениях интересуются современным искусством – и книгу рекомендуют как учебник. Отеческим христианским взором автор окинул мировое искусство XX века, дабы убедить в его бездуховности и сектантстве. Андрей Яхнин был членом «Чемпионов мира», потом ушел в религию, не забыв, впрочем, своей архитектурной специальности. Тлен начался с Пикассо, Малевич пуст и не сравним с иконописью… Неофициальное искусство – «плоть от плоти искусства соцреализма», а то – «продолжение авангарда». Галеристы зовутся галерейщиками, наверное, по аналогии с бакалейщиками. Страстная книжка: страшно человеку рядом с этим темным началом. Читателю же страшно оттого, что отсюда, кажется, не так уж далеко до арт-инициатив «Народного собора». Д. К.

Зара Абдуллаева
ПОСТДОК. ИГРОВОЕ/НЕИГРОВОЕ
«Новое литературное обозрение», Москва, 2011

Книга появилась с запозданием и одновременно вовремя: на Западе роль архива, документальной съемки, интервью как части художественного пространства отрефлексирована вдоль и поперек. У нас это осмысление только началось. Такая похожая на «настоящую жизнь» Гай-Германика, документалист Сергей Лозница с прогремевшей игровой лентой «Счастье мое», фотограф Сергей Братков – в книге много подробно разобранных примеров. Автор интерпретирует сложившуюся в искусстве и кино ситуацию, исходя из состояния «пост»: после интервью, после андерграунда, после травмы. Затронуты неотделимые от документального дискурса темы Освенцима и свидетельства. Речь не только о чистой документальности: все самое интересное случается на грани игрового и неигрового. А. Н.