Анна Матвеева

О том, куда податься в Петербурге любителю современного искусства, рассказывает Анна Матвеева

Кажется, художник Андрей Филиппов в свое время задумывал московско-питерскую выставку под названием «Нас разделяет ночь». С появлением «Сапсанов», впрочем, уже и ночь не разделяет: четыре часа с небольшим — и вы на Невском проспекте. В мае — корюшка, в июне — белые ночи, три месяца лето, остальное — зима. Мосты, фонари, колоннады, «Медный всадник», Эрмитаж и еще несколько десятков музеев.

Инфраструктура современного искусства в Петербурге беднее московской, однако она существует, и достаточно разветвленная. В последние годы в ней произошли некоторые изменения. На волне кризиса, например, позакрывались многие галереи. Однако все активнее становятся частные арт-центры. Экспансия петербургских художников в Москву становится все меньше похожа на колбасную эмиграцию. Несмотря на то что дефицит выставочных пространств, приспособленных для показа современного искусства, остается проблемой, в тех, что существуют, нарисовалась какая-никакая топография и распределение обязанностей.

Искусства в городе по-прежнему больше, чем чего бы то ни было, в том числе и площадок, способных его переварить. Но сегодня уже можно утверждать, что вопрос «где выставляться?» перешел, как сказал бы врач, из состояния острого недомогания в контролируемое хроническое. При этом еще большую актуальность приобрели вопросы идеологического характера: «что выставлять?» и «как выставлять?». Дефицит внятного кураторского высказывания сейчас в Петербурге ощущается острее, чем нехватка институций и денег. Вопрос репрезентации насущнее вопросов ее технического обеспечения. Это радует: значит, первую ступень пирамиды Маслоу художественный Петербург уже преодолел.

Большие музеи

Эрмитаж
Дворцовая пл., 2

Известно, что Эрмитаж обладает одной из лучших в мире художественных коллекций, включающей в том числе и искусство ХХ века. Пару лет назад музеем было принято решение всерьез заняться современным искусством. Был создан проект «Эрмитаж 20/21», в рамках которого в музей привозили выставки USA Today и «Новояз», сделанные совместно с галереей Саатчи. В будущем году обещают Энтони Гормли и Аниша Капура. В настоящее время идет реконструкция здания Главного штаба на Дворцовой площади. Здесь будут залы современного искусства — под них обещают отдать 600 кв. м площадей. Реконструкция будет полностью завершена к 2014 году, но современные залы обещают ввести в эксплуатацию первой очередью, года на два раньше.

Русский музей
Миллионная ул., 5

В Петербурге нет отдельного музея современного искусства, его функцию исполняет Отдел новейших течений Русского музея. Группа подвижников под руководством Александра Боровского еще с перестроечных времен закупала, хранила и изучала картины, объекты и инсталляции современников. Качественный прорыв случился в 1995 году, когда немцы Петер и Ирена Людвиг подарили музею часть своей коллекции искусства модернизма. Так в ГРМ появились работы Энди Уорхола и Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга и Ансельма Кифера, всего — 118 произведений мировых классиков. Музей регулярно проводит выставки современных художников, как российских, так и зарубежных. Несмотря на неоднозначность некоторых кураторских решений, можно констатировать: все серьезные отечественные современные художники публике Русским музеем были представлены. Помимо Мраморного дворца, выставки современного искусства проходят в принадлежащих ГРМ Строгановском дворце и Михайловском (Инженерном) замке.

Малые музеи

Музей городской скульптуры
Невский просп., 179/2

Основная задача музея — хранить всевозможные монументы (в частности, в его ведении находится некрополь Александро-Невской лавры). Но есть у него Новый выставочный зал — два этажа рядом с лаврой. Руководство зала благоволит современному искусству: здесь проходили выставки Герхарда Рихтера, показывали архитектуру Баухауза, случаются сборные экспозиции молодого искусства.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Литейный просп., 53

Музей не пожелал ограничиваться мемориальной экспозицией и заинтересовался современными авторами. При нем существует небольшая галерея. Кроме того, музею принадлежит обширный сад, в котором проходят художественные и поэтические фестивали.

«Новый музей»
6-я линия Васильевского острова, 29

Это, конечно, никакой не музей, а постоянная выставка частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева, открывшаяся в мае этого года. Коллекция сформирована искусствоведом Сергеем Поповым, директором московской галереи pop/off/art. Большую часть коллекции составляет «второй авангард», московский концептуализм и петербургский нонконформизм 1970–1980-х. В собрании есть прекрасные Рабин, Немухин, Комар и Меламид, Брускин и даже Кабаков. Присутствует и совсем молодое искусство, но акцент все же сделан на «отцах-основателях». Впрочем, Сергей Попов обещает, что через некоторое время постоянная экспозиция будет сокращена до одного этажа трехэтажного здания, а два оставшихся этажа будут отданы под временные выставки. Так что современному искусству стоит ждать появления еще одной площадки.

«Эрарта»
29-я линия Васильевского острова, 2

Пусть злопыхатели язвят, что интерьеры «Эрарты» больше похожи на дорогой отель, чем на выставочное пространство. Не так у нас много частных музеев, чтобы обращать внимание на злопыхателей. «Эрарта» — тоже частная коллекция. Она никак не структурирована, но в ней около двух тысяч работ. Практически полностью она посвящена петербургскому искусству от поздних нонконформистов (Николай Сажин, Феликс Волосенков, Арон Зинштейн) до современников (Петр Белый, Александр Дашевский, Николай Копейкин). Помимо музея, у «Эрарты» есть галерея, где часть коллекции выставлена на продажу. Об открытии музея почти не писали культурные СМИ (их просто забыли пригласить) и много писал всевозможный глянец: мероприятие было скорее светским, чем профессиональным.

Галереи

«Борей»
Литейный просп., 58

В начале и середине 1990-х галерея «Борей» — главный центр художественной и интеллектуальной жизни города. Здесь проходили лучшие выставки, концерты, философские и литературные чтения, зарождалась группа «Новые тупые», в общем, чего здесь только не было. Сейчас «Борей» — скромная некоммерческая галерея. Выставляет в основном постмитьковский круг художников. При ней работает один из лучших в городе книжных магазинов, специализующийся на малотиражной литературе, а также кафе и киносеминар.

Navicula Artis
Лиговский просп., 53

Единственная галерея в составе арт-центра «Пушкинская, 10», отслеживающая современный художественный процесс. «Пушка», некогда цитадель нонконформистского искусства, со временем превратилась в его могильник. И только Navicula Artis продолжает вести выставочную деятельность, коррелирующую с тем, что происходит на российском арт-поле. В сочетании с некоммерческим подходом Navicula Artis являет пример профессионализма и по­движничества, которые, как ни парадоксально, делают ее наиболее европейской галереей города.

Галерея Марины Гисич
Набережная р. Фонтанки, 121

Эта галерея участвует в «Арт Москве» и международных ярмарках, имеет круг покупателей и круг художников, с которыми чуть ли не первой в Питере начала работать по западным стандартам: с финансированием проектов и эксклюзивными контрактами. За это галерея была поначалу презираема местной арт-средой как буржуазная. Впрочем, на момент ее открытия в буржуазные могли записать галерею, в которой просто не текли трубы и работали все светильники. Сегодня галерея Гисич выставляет широкий круг авторов: от молодых петербуржцев Ани Желудь и Петра Белого до зрелых москвичей Кирилла Челушкина и Анатолия Журавлева.

AL Gallery
Набережная р. Фонтанки, 76

Ранее была известна как галерея «Альбом». В ее обойме наиболее активные петербургские художники разных поколений: Анатолий Белкин, Виталий Пушницкий, Андрей Рудьев, Дмитрий Шорин. При галерее действует программа «Арт-образование» с циклом лекций и практических занятий.

Anna Nova
Ул. Жуковского, 28

Художники галереи — петербуржцы Александр Дашевский, Сергей Денисов, Петр Швецов. Последний, кстати, оформлял выставочное пространство. Показывали здесь и выставки заезжих авторов, например, Хаима Сокола, Сергея Шеховцова. Галерея ежегодно проводит открытый конкурс молодых талантов, главным призом в котором становится персональная выставка.

Музей сновидений Зигмунда Фрейда
Большой просп. Петроградской стороны, 18А

Это место обязательно к посещению, даже если галереи вас не интересуют. Две небольшие комнатки в полуподвале Восточно-Европейского института психоанализа превращены в поэму, воспевающую этот самый психоанализ. Это не музей Фрейда, это именно музей сновидений. Экспозиция представляет собой сложную инсталляцию. В первой комнате на фоне бордовых обоев развешаны фотографии дедушки психоанализа и рисунки, иллюстрирующие его жизненный путь (автор — Павел Пепперштейн). Вторая комната представляет собой стеклянную трубу, по бокам которой из темноты возникают образы бессознательного (авторы — от московских концептуалистов до петербургских некрореалистов). В коридоре у входа в музей располагается галерея с временными выставками. Директор музея Виктор Мазин выставляет там искусство, связанное с темой сновидений и бессознательного. Но следует иметь в виду, что эта связь может быть столь же эфемерной, как и сами сны.

Арт-центры

«Красное знамя»
Пионерская ул., 57

Здание бывшей силовой подстанции фабрики «Красное знамя», один из лучших в Петербурге памятников конструктивизма, долгое время стояло бесхозным. Пока его и ряд соседних, относившихся к фабрике строений не купил бизнесмен Игорь Бурдинский, заявивший, что намерен создать здесь центр современного искусства. До настоящего центра еще далеко, но в бывших производственных помещениях уже прошло несколько крупных выставок молодого искусства, включая выставку-statement «Пространство тишины» в бывших трикотажных цехах и тотальную инсталляцию Ильи Трушевского «Точки света» в самом историческом здании силовой подстанции. Масштабы и харизма промышленного комплекса настолько впечатляют, что если здесь будет налажена регулярная выставочная деятельность, «Красное знамя» имеет все шансы стать местным Турбинным залом Tate Modern.

ГЦСИ
Набережная р. Фонтанки, 34А

Петербургский филиал Государственного центра современного искусства долгое время оставался самым сиротским из всех филиалов: в то время как калининградцы, нижегородцы, екатеринбуржцы и уж тем более москвичи обживали свои выставочные площади, в Петербурге продолжалось многолетнее сражение с городской администрацией, категорически не желающей иметь в городе Центр современного искусства. Сейчас ГЦСИ снимает здание на Фонтанке. Маленькое, но там есть хоть и крошечный, но выставочный зал.

Лофт-проект «Этажи»
Лиговский просп., 74

Сегодня в Петербурге кризис галерей — еще пару лет назад их было как минимум вдвое больше — и бум арт-центров. Арт-центр «Этажи», открывшийся в 2007 году в бывших цехах Смольнинского хлебозавода, стал первым и самым успешным из них. «Этажи» устроены по многократно отработанной во всем мире схеме. Искусство захватило заброшенное промышленное пространство: в цехах поселились галереи, офисы дизайнерских и фэшн-компаний, книжные магазины и модные бутики. Пришла публика, появились бары и рестораны. «Этажи» — мекка хипстерской молодежи. Здесь несколько галерей (например, «Глобус» или «Формула») с собственной политикой плюс пара больших залов, которые принимают сторонние выставки, причем нередко весьма статусные: из последних можно отметить показ World Press Photo 2009/2010. К этому остается добавить кинопоказы, диджейские parties, образовательные программы — и вот уже в «Этажах» угадывается питерский «Винзавод».

«Ткачи»
Боровая ул., 47В

Еще один новый арт-центр в заброшенном памятнике промышленной архитектуры. Некогда здесь размещалась ткацкая фабрика «Невская мануфактура». Сейчас пятиэтажное здание красного кирпича представляет собой руину, которая, однако, охраняется государством, и снести ее нельзя. В планах новых владельцев — реставрация здания и устройство там бизнес-комплекса с творческим уклоном: конгломерата галерей, дизайн-студий, театров и прочих креативных пространств. Пока же здание на Обводном канале эксплуатируется как оно есть. Первой выставкой в нем стал проект Глеба Косорукова «100 стахановцев», брутальность которого стилистически прекрасно согласуется с промышленной руиной.

«Сквот Непокоренных»
Просп. Непокоренных, 17

Бывшее здание советского НИИ на питерской окраине было раздербанено на офисы. Верхний технический этаж хозяин решил отдать в пользование знакомым художникам. Те устроили в нем сквот, переоборудовав помещения под мастерские. Появление «Сквота Непокоренных» оказалось весьма кстати: народившееся к тому моменту в Питере новое художественное поколение стало собираться именно здесь. Но «беби-бум» кончился, а бывшие «младенцы» буквально за полгода стали востребованными художниками. Тем не менее «Сквот Непокоренных» и сегодня принимает резидентов. Здесь можно и жить, и работать: сквот проводит вечеринки, модные показы, организует походы по мастерским. Недавно в сквоте появился небольшой выставочный зал. Недостаток только один: проспект Непокоренных — это чертовски далеко.