Эрмитаж, Санкт-Петербург 26 февраля – 29 мая 2011

Сказать, что Эрмитаж в рамках Года Испании в России открыл выставку-блокбастер — значит не сказать ничего. Это не только самая крупная выездная выставка музея Прадо за всю историю его существования, но и одна из самых масштабных привозных выставок в Эрмитаже за его историю. 56 картин, и все как одна шедевры. Рафаэль, Караваджо, Тинторетто, Тьеполо, Босх, Дюрер. Испанцы — все самые великие: Гойя, Веласкес, Рибера, Мурильо, Сурбаран, Эль Греко. В общем, выставка совершенно антигуманная: жестоко ведь обрушивать на живого зрителя сразу все лучшее, что есть в мировом искусстве.

Перед кураторами стояла непростая задача: как-то структурировать вал картин, где нет деления на «хиты» и «фон», где каждая — бриллиант. Тем не менее кураторам выставки Святославу Саватееву со стороны Эрмитажа и Габриэле Финальди со стороны Прадо удалось не просто показать россыпь прадовских богатств, но и выстроить в экспозиции четкое повествование о том, что такое музей Прадо и как он формировался.

Прадо до 1819 года был частной коллекцией королевской семьи и является свидетельством эволюции вкуса испанских монархов. На испанском троне Габсбургов сменяли Бурбоны, предпочтения венценосных собирателей колебались от испанской живописи к французской, от французской к итальянской.

Прадо изначально делал упор на портретную живопись, и она представлена в изобилии. При входе в зал зрителя встречает портрет императора Карла V с собакой кисти Тициана, написанный в 1553 году, и он задает один из главных мотивов выставки — парадные портреты. В этот мотив впишутся и портрет королевы Изабеллы Валуа кисти Хуана Пантоха де ла Крус, и Филипп II и Мария Медичи кисти Рубенса, и Фердинанд VII Гойи, но в консонанс с  ними идут многочисленные портреты особ немонарших — «Неизвестный с рукой на груди» Эль Греко, «Неизвестный с золотой цепью» Тинторетто, «Неизвестный» Альбрехта Дюрера. Кстати, есть на выставке и картина, включенная в экспозицию (одна-единственная) явно в качестве воздушного поцелуя принимающей стороне: среди галантных дам и кавалеров вдруг обнаруживается российский посол при испанском императорском дворе Петр Иванович Потемкин, запечатленный в полный рост в 1680-х Хуаном Карреньо де Миранда.

Сложно, но необходимо поделить выставку на части по сюжетам. Помимо уже упомянутой портретной части, значительное место отведено библейскому сюжету: «Христос, обнимающий крест» Эль Греко, и «Кающаяся Магдалина» Веронезе, и «Святое семейство с ягненком» Рафаэля, и «Оплакивание» Рогира ван дер Вейдена. Следующий сюжет — античный: «Венера с Амуром и органист» Тициана, «Любовь земная и любовь небесная» Хосе де Мадрасо и Агудо. Есть и чисто жанровые сценки: бесценное «Извлечение камня глупости» Босха, «Праздник в парке» Ватто. Кураторам удалось показать, как отсылки к традиционным сюжетам разной древности пересекаются, перекликаются и осовремениваются авторами: на «Распятии с донатором» Сурбарана перед Христом стоит светский и модно одетый заказчик картины, а «Святой Иероним» Антонио де Передо-и-Сальгадо держит перед собой раскрытую книгу с гравюрой Дюрера «Судный день».

Формат рецензии не позволяет подробно описать каждую из картин выставки и многочисленные повествовательные линии, выстроенные кураторами и соединяющие эти холсты. В ответ Эрмитаж осенью привезет в Прадо масштабную выставку собственных сокровищ: древнее золото, античную скульптуру, собственных Эль Греко и Пуссена, импрессионистов и «Черный квадрат» Малевича.