Арсений Штейнер

Время сквотов в Питере кончилось — настало время институций. «Артхроника» встретилась с теми, кто делает здесь новые лофты, галереи и музеи

ГАЛЕРЕЯ МАРИНЫ ГИСИЧ
Владелица – Марина Гисич. Адрес: набережная реки Фонтанки, 121
Галерею можно считать старейшей: она работает с 2000 года. Гисич занимается преимущественно питерцами, продвигает некрореалистов, Кустова, Юфита. У нее же выставляется «среднее поколение» питерских авторов – Петр Белый и Виталий Пушницкий, чья выставка скоро открывается в Московском музее современного искусства. Марину интересует интеграция в западный рынок. «Здесь непаханое поле – множество чудесных ребят, которые на протяжении десяти лет никем не продвигаются. Галерей мало, рынок девственен. Моя задача – правильно позиционировать художников за рубежом. На их территории мы еле заметны, мы не готовы соперничать с Западом. Нужен долгий образовательный процесс». Галерея работает в связке с дизайн-студией. Диверсификация бизнеса призвана поддерживать галерею во время кризиса на арт-рынке. Попытка Гисич совместить коммерческую и выставочную линию – проект «Искусство в интерьере». Но в Петербурге, считает Марина, крайне мало людей, готовых покупать искусство. Понимание, по ее словам, нужно воспитывать: «Петербург страдает отсутствием тех молодых, энергичных людей, которые есть в Москве. Мы практически в одиночку пытаемся двигать гигантский пласт, и наши результаты минимальны, потому что машина огромная, город с вековыми классическими традициями крайне консервативен. Моя задача – расшатывать это положение дел, насколько возможно. Я надеюсь через современное искусство сделать город современным».

НОВЫЙ МУЗЕЙ
Владелец – Аслан Чехоев. Адрес: 6-я линия Васильевского острова, 29
Напротив входа в метро «Василеостровская» – стеклянная дверь с неброским логотипом. За ней – первый в городе частный музей, где экспонируется личное собрание Аслана Чехоева. За двадцать лет ему удалось собрать представительную, как считает Александр Боровский, коллекцию нонконформистов и новейшего искусства, которую и можно увидеть в открывшемся два года назад музее. Например, в нее входят арефьевцы, родоначальники питерского андерграунда, чью большую выставку Новый музей показал только что. Дом на 6-й линии принадлежит Чехоеву, выставочное пространство занимает два этажа. Владелец сетует, что мало места: «У молодого поколения есть тяга к более радикальному искусству, но моя площадка не очень для этого приспособлена. Я бы с удовольствием, но это другой формат. Может, кто-то скажет, что я склонен к академизму, но это объясняется только параметрами нашего помещения. Есть планы расширяться, но, честно говоря, мне без партнеров больше не справиться». Музей находится в сложной экономической ситуации, денег не хватает. Ведутся переговоры, охотников помочь пока нет, но коллекционер не унывает: «Я считаю, что если начал работать, то нужно изначально рассчитывать на свои силы. Может быть, сейчас мои слова прозвучат пафосно, но у Нового музея есть четкие принципы: вне политики, вне национальностей, вне географических привязок. Я ставлю перед собой задачу – попробовать собрать все лучшее, что есть в стране».

СТУДИЯ «НЕПОКОРЕННЫЕ»
Художники Илья Гапонов, Иван Плющ и Ирина Дрозд. Адрес: проспект Непокоренных, 17/4
Студия «Непокоренные» расположена на одно­именном проспекте, на техническом этаже бывшего ракетного завода. В 2007 году куратор Анастасия Шавлохова договорилась с собственником, и в студию заселили художников, выпускников «Мухи». Тогда это называлось сквот. Владельца интересует не аренда, а художественный процесс (художники оплачивают только коммунальные счета). 800 квадратных метров разделили на дюжину персональных мастерских, помещение для шелкографии и выставочную зону. На объекте режим – после полуночи в мастерских находиться запрещено. Художники ездят на завод как на работу и относятся к сквоту, которым управляют сами, очень серьезно. Ремонт этажа был сделан силами первых «непокоренных». Студийцы устраивают лекции и мастер-классы, приглашают к себе и чужие проекты, как, например, выставку многообещающей краснодарской группировки ЗИП.

Кому из знакомых предоставить мастерскую, решают всем коллективом. Состав художников меняется, через студию прошли Вероника Рудьева-Рязанцева, Андрей Горбунов, Константин Новиков, Иван Химин. Несколько лет назад Шавлохова отошла от руководства, но основной костяк студии сохраняется. Постоянно работают в «Непокоренных» Илья Гапонов и Кирилл Котешов. В Москве наиболее известны, пожалуй, Иван Плющ и Ирина Дрозд, и в самом Питере они считаются практически московскими художниками.

ГАЛЕРЕЯ PARAZIT
Организатор – художник Владимир Козин. Адрес: в коридоре галереи «Борей», Литейный проспект, 58

«Культурным людям было несмешно. Эдакая эстетика разнузданности девяностых в атмосфере склепа с полуразложившимся трупом русского Уорхола в андерграундном заблеванном углу» – так пишут «паразиты» о своих выставках. В этом есть своя правда. Название (придуманное Владимиром Козиным, тогда членом объединения «Новые тупые») отражает кредо группы: она паразитирует на других культурных институциях. Художники регулярно делают выставки в продуктовом магазине, а с 2004 года оккупировали коридор галереи «Борей». Некоторые акции группы заканчивались в отделении. «Нормальная» площадка «паразитам» не нужна. Это не творческое объединение в привычном смысле, а скорее динамичное товарищество очень разных по интересам художников. Состав группировки меняется, когда-то в нее входили «Новые тупые», из нее вышли «Протез» и «Мыло». Каждый «паразит» строит свою карьеру, и молодые ребята, такие как Шишкин-Хокусай или Иван Тузов, уже делают сольные выставки. Неизменными участниками проекта остаются основатели – Юрий Никифоров (Полковник) и Владимир Козин. На хулиганстве Козина и фанатизме Полковника и держится «Паразит», который молодежь использует как стартовую площадку. Это маргинальная школа, в которой учатся в пику московским институциям относиться к искусству легко и с юмором.

ПРОЕКТ «ЭРМИТАЖ 20/21»
Куратор – Дмитрий Озерков, завсектором современного искусства. Адрес: Дворцовая плошадь, 6–10
Все нулевые в Эрмитаж приезжали выставки современных художников (Луиз Буржуа – еще в 2001-м), и запуск программы «Эрмитаж 20/21» в 2007 году придал разрозненным проектам вид долгосрочной стратегии.

«Эрмитаж 20/21» готовит выставки раз-два в год, редко, но метко. Куратор ориентируется на важные имена и двухсотлетнюю эрмитажную стратегию коллекционирования. Выставком планирует осветить разные стороны новейшего искусства, но при этом, отмечает Озерков, «мы сами выбираем тех, кого хотим показать как продолжателей искусства ХIХ–ХХ века. Мы все-таки главный музей России по статусу и ценности коллекции. Поэтому мы не можем позволить себе делать случайные жесты и показывать ерунду. Мы выставляем искусство на грани, то, что, мы уверены, войдет в историю и в то же время максимально новое. Отчасти мы эту грань формируем и, несомненно, стремимся сформировать образ нового искусства в России». Действительно, рискованными проекты «Эрмитажа 20/21» назвать сложно, особенно, что касается персональных выставок мегазвезд: Энтони Гормли, Анни Лейбовиц, Генри Мур, Илья Кабаков, Аниш Капур – проверенные титаны с хорошей репутацией. При ближайшем рассмотрении удивление могут вызвать только нежные отношения между программой «Эрмитаж 20/21» и британским частным музейщиком Чарльзом Саатчи: в Эрмитаже прошло целых две выставки его художников, USA Today и «Новояз: Британское искусство сегодня».

RIZZORDI ART FOUNDATION
Президент – Анна Шумилова. Адрес: ул. Курляндская, 49

RAF – самый юный выставочный проект в Петербурге. Фонд Rizzordi (в его названии сочетаются фамилии основателя фонда Виталия Рицци и его сестры Марианны Орджоникидзе) работает с 2009 года. До открытия лофта он возил по миру «Стахановцев» Глеба Косорукова и показывал молодых художников в Туристско-информационном центре на Садовой. Новая площадка в 4000 кв. м находится на территории пивоваренного завода имени Степана Разина, в зоне, еще не освоенной массовыми креативными инициативами. Масштабу новой площадки соответствуют грандиозные планы. Летом 2011-го здесь прошла выставка Ассоциации галерей актуального искусства, репетиция будущей регулярной ярмарки. Президент Rizzordi Анна Шумилова видит миссию фонда в том, чтобы не захлопнулось окно в Европу: «Мне кажется, российское искусство находится в маргинальном положении. Хочется дать образование нашим молодым художникам. Большую площадку мы искали в просветительских целях, чтобы привозить в Петербург иностранных художников и показывать искусство так, как оно представлено на Западе». Скоро в лофте на пивзаводе (который, кстати, пока функционирует по назначению) появятся кинозал, книжный магазин и библиотека. Все это делается в основном на средства Виталия Рицци, директора благотворительного фонда поддержки детей с пороками сердца «Дар жизни». Его прототип, фонд «Русский дар жизни», базируется в США.

ГАЛЕРЕЯ ANNA NOVA.
Владелица – Анна Баринова. Адрес: ул. Жуковского, 28

На сайте annanova.ru проигрывается незатейливый музыкальный клип. Певица Анна Нова – директор одноименной галереи. Широта ее натуры проявляется и в подборе художников: список начинается ветераном андерграунда Бобом Кошелоховым и заканчивается молодыми дарованиями, на поиск которых ориентирован конкурс новых проектов. Среди открытий Анны – недавно перебравшаяся в Москву Валерия Нибиру с ее девочково-игрушечным сюрреализмом, а также Надежда Анфалова, чья «Ракета», под покровом ночи вывезенная с детской площадки, чудесным образом выставлялась одновременно на Московской биеннале и на выставке номинантов Премии Кандинского. Буквально недавно Anna Nova выставила работы живущего в Петербурге художника Кулькова, вернув его местной публике, – монополия на его работы долгое время принадлежала московской «Риджине». Если верить хозяйке, «Анна Нова» – пока единственная галерея в Питере, которая материально полностью вкладывается в проект и не стесняет художника в выборе материалов и темы. Восемь лет назад, когда галереи актуального искусства в Питере можно было сосчитать по пальцам одной руки, Анна Нова стала антагонистом «застойных авангардистов», выставлявшихся в знаменитом арт-кластере на Пушкинской, 10, и продолжает держать марку. А местная петербургская пресса ставит ее очень высоко, несмотря на то, что ее выставочной политике не вполне хватает последовательности.

CYLAND MEDIALAB
Основатели – Анна Франц и Марина Колдобская. Адрес: ул. Гороховая, 1, кв. 18
Анна Франц в конце девяностых открыла небольшую частную галерею на Манхэттене и занималась ленинградским андерграундом. Медиалаборатория Cyland в квартире на улице Гороховой занимается совсем другими вещами, то есть искусством на острие технического прогресса. Киберискусство в лаборатории Cyland только производится: художникам помогают материалами, программированием и информацией, но выставки проходят на различных других площадках. Cyland не сотрудничает с московской лабораторией Art & Science Space, у них разные интересы: по словам Анны Франц, Дарью Пархоменко больше увлекает наука как повод для искусства. Cyland же фокусируется на эстетическом измерении новых технологий: программирование – самый увлекательный медиум.

С 2007-го Cyland проводит международный фестиваль кибернетического искусства. Киберфест объединяет музыку, видео, инсталляции и перформанс. Этот форум, посвященный синтезу искусства и технологии, все годы готовился в тесном сотрудничестве с петербургским ГЦСИ. Из-за смены руководства организации в этом году пятый Киберфест пройдет без ее поддержки. Киберискусство по понятным причинам не продается, так что Cyland – затратный проект, существующий на спонсорские деньги St. Petersburg Arts Project, Inc. из Нью-Йорка. Этот некоммерческий фонд основан самой же Анной Франц в 1999-м для налаживания связей между американской и российской художественной средой.

СТУДИЯ «КУХНЯ»
Координатор проекта – Антон Чумак. Адрес: ул. Белинского, 9
За кулисами студии стоит миллионер Игорь Бурдинский, который считается в Питере романтиком и фантазером. Несколько лет назад он купил фабрику «Красное знамя», чтобы открыть в ней центр современного искусства. Но памятник архитектуры нельзя перестроить, поэтому в «Красном знамени» до сих пор не топят и посетители редких выставок ходят в пальто и со своей водкой. Своим появлением студия обязана случаю. На пустыре по адресу Белинского, 9, команда Бурдинского построила дом, по фотографиям восстановив фасад (редкость для новой архитектуры Петербурга). Однако здание не стало офисным центром, не пройдя многочисленных проверок. В 2010 году Антон Чумак провел в нем фестиваль молодого искусства «Психонавтика», да так там и остался.

Студия «Кухня» – это 400 кв. м без перегородок, бетонный пол и оштукатуренные стены. В помещении работают несколько художников, в основном живописцы, товарищи Чумака по «Мухе». Раз в месяц тут проходят выставки не только студийцев, но и молодых авторов, близких «Кухне». Рядом со студией – киноклуб, школа танцев и швейная мастерская. Только что появился маленький книжный, половину книг в котором скупил в день открытия владелец здания. Фестиваль «Психонавтика» теперь называется «Силовое поле» и, если верить Чумаку, является крупнейшим ежегодным мероприятием молодого искусства в городе. Его поддерживает петербургский Комитет по культуре.

ФОНД «ФОТОДЕПАРТАМЕНТ»
Директор фонда – Надежда Шереметова. Адрес: Невский проспект, 32
Фонд информационных и культурных программ «ФотоДепартамент» был открыт в 2006 году тремя энтузиастами, выходцами из фонда «Петербургские фотомастерские», для поддержки начинающих фотографов. Дважды в год фонд проводит выставки «Молодая фотография», привозит известных фотографов на мастер-классы. Они платные, но организаторы стремятся свести плату к минимуму.

Галерея в «ФотоДепартаменте» работает с 2009 года, выставочная площадь невелика – всего одна комната, в которой проходят и лекции. Фонд пользуется выставочным залом библиотеки имени Маяковского, а большие проекты готовит в сотрудничестве с «Ткачами» и Rizzordi. Образовательные программы – главное направление. Фонду хотелось бы делать масштабные выставки, но пока он сосредоточен на невидимом труде по выращиванию молодой фотогенерации. «Мы – практически единственная организация, которая занимается поиском молодых авторов и заинтересована в развитии контекста. Событий большого масштаба в городе просто нет, это очевидно. Площадка, которая задает тон в современном искусстве, – это “Эрмитаж 20/21”, других площадок “с головой” пока не наблюдается. Мы связываем большие надежды с новыми лофтами».

«ФотоДепартамент» существует при поддержке Комитета по культуре Петербурга и на гранты, а помещение – чтобы попасть в «ФотоДепартамент» надо просто свернуть во двор с Невского – основатели арендуют на свои деньги, по московским меркам небольшие.

ЛОФТ-ПРОЕКТ «ЭТАЖИ»
Директор – Мария Ромашева. Адрес: Лиговский проспект, 74
От Московского вокзала до сада Сан-Галли тянется квартал краснокирпичных складов. Несколько лет назад возник проект создания здесь «русского Сохо», художественно-торгового и тусовочного комплекса. И лофт «Этажи» в здании бывшего Смольнинского хлебозавода стал бы доминантой небывалого для Петербурга арт-квартала. Однако появление громадного ТЦ «Галерея» поставило крест не только на панораме вокзальной площади, но и на перспективах развития промзоны. «Этажи» остались в одиночестве.

Лофт, бизнес-проект Марии Ромашевой, не позиционирует себя исключительно как арт-пространство: на пяти этажах соседствуют хостел, социальная работа, книжный магазин-библиотека и несколько галерей. Искусство выставляют даже в коридорах (Белый и Серый коридоры предназначены для фотовыставок и медиа-арта). В постоянной экспозиции «Этажей» сад резиновых камней работы Петра Белого на открытой террасе.
Все выставочные проекты проходят согласование у Ромашевой и креативного директора Савелия Архипенко. По проекту его архитектурной мастерской, которая находится в «Этажах», и был переформатирован хлебозавод. На многие события вход платный, площади сдаются в аренду под мероприятия – «Этажи» оказались успешным и популярным проектом. Он занимает промежуточное положение между некоммерческой «Пушкинской, 10» и креативным бизнес-центром «Ткачи», которые находятся неподалеку.

КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ТКАЧИ»
Директор – Сергей Комаров. Адрес: набережная Обводного канала, 60
В этом «креативном пространстве» художественной компоненте выделен целый этаж, но роль искусства здесь не основная. Прежде всего «Ткачи» – это офисный центр класса B с соответствующей стоимостью аренды. «Креативность» – остроумный маркетинговый ход, который позволил выйти из обусловленных кризисом затруднений и сдать отреставрированные руины ткацкой фабрики имени Анисимова малым предприятиям творческого направления – школам, шоу-румам, магазинчикам подарков. Как верно просчитала команда стартап-менеджеров, творческие люди тянутся друг к другу, поэтому еще до завершения ремонта в «креативном пространстве» было сдано около 80% площадей.

«Ткачи» занимают последний этаж фабрики. Сергей Комаров, креативный директор пространства, и его команда имеют четкий план развития лофта как места для концертов, театральных постановок, лекций и выставок. Сейчас конструируется модульная система, которая позволит моделировать пространство в 1300 кв. м для разных задач.

Торжественное открытие «Ткачей» назначено на конец мая и совпадет с Ночью музеев. Но уже год назад фонд Rizzordi открыл выставочную деятельность «Ткачей» проектом Глеба Косорукова, в декабре прошла большая выставка питерской звезды Татьяны Ахметгалиевой, а в апреле состоятся показы «Дефиле на Неве».