Елена Федотова

На €2,426 млн наторговала ярмарка современного искусства «Арт Москва», 14-й выпуск которой прошел в ЦДХ с 22 по 26 сентября. Кроме того, на €2,039 млн работ забронировано. Много это или мало? Фактически это уровень 2006 года, когда сумма прямых продаж составила $3,150 млн. В то же время результат этого года в полтора раза меньше, чем в докризисном 2007 году, когда сумма продаж составила $4,541 млн, а резервации — $4,826 млн. «Арт Москва» не поставила новых рекордов, но хорошо уже и то, что продажи все-таки были. «Артхроника» выяснила, какие ценности остались в цене.

Помнится, в стародавние времена в вер­ни­сажный день по «Арт Москве» ходили толпы зрителей, играли какие-то оркестры, завывали перформансисты, создавая веселый шумный фон. Тогда мы сетовали на то, что нет продаж, но вся эта радость жизни не измерялась в денежном эквиваленте. Потом, в годы нефтяного благополучия, злословили, что «Арт Москва» превратилась в супермаркет, где процветает дух наживы. Не то сейчас — тихо, чисто, пристойно. Дух торговли сник. Перформансов не видно. Оркестры смолкли. Некоммерческая программа получилась, как благородная девица — бедная, но гордая. Привезли три лучшие выставки из Музея города Эссен, но… виртуальные. Антонио Джеуза наскреб по сусекам шесть авторов на выставку TechnoRussia, причем, что забавно, роль ветеранов нашего хай-тека досталась концептуалистам из «Коллективных действий».

Еще теснее сомкнулись ряды галеристов — в этом году в ярмарке приняли участие тридцать шесть галерей из четырнадцати стран. Количество галерей сократилось после того, как в 2008 году экспертным советом было принято решение о введении критериев качества. Но избавившись от треша, «Арт Москва» не приобрела новых западных участников. Действительно, поедет ли западный галерист в Москву после прошлогоднего инцидента, когда работы были задержаны на несколько дней на таможне. Та же история повторилась в этом году с кубинской галереей.

На сервис ярмарки галеристы втихаря ропщут. Подавай им VIP-туры коллекционеров не хуже, чем в лондонах и парижах. И даже ларьки с матрешками при входе по-прежнему их раздражают. Но только две галереи решились на открытое противостояние — Галерея Гари Татинцяна и «Риджина». Хозяин «Риджины» Владимир Овчаренко провозгласил, что отказывается от участия в ярмарке, поскольку там несовременное пространство, плохой менеджмент и не ведется работа с коллекционерами.

Справедливости ради главная причина небойкой торговли лежит вне сферы ответственности менеджмента «Арт Москвы». Невиноватые мы, он сам пришел. Кризис. Как сказала хозяйка галереи XL Елена Селина: «Сейчас мы находимся на уровне 2001 года. Финансовый кризис отбросил нас на эту стадию. До сих пор у нас всего несколько коллекционеров собирают современное искусство. В этом году наш рынок оказался в вилке: старые собиратели уже составили свои коллекции, а новые только появляются».

И все же, какие ценности остались непоколебимыми? По-прежнему в цене современная классика. XL продала две работы Бориса Орлова, а картина Константина Звездочетова была зарезервирована. Галерея «Айдан» вошла в тройку лидеров ярмарки, продав более двадцати «Элементов» художественной таблицы Менделеева Сергея Мироненко (средняя цена €2200): небольшие картины «Похуин», «Шозахрень» и «Нихерасий» разлетались как горячие пирожки. Кто-то дальновидный не пожалел то ли одной, а то ли целых трех тысяч евро за объект восходящей звезды Анны Желудь. Ушли также более дорогие конструкции Марины Беловой и Алексея Политова (около €8 тыс.): эротизм, свойственный работам этого дуэта, явно относится к разряду вечных ценностей. Украинская Collection Gallery, арендовавшая огромный зал, реализовала лишь одну картину Александра Ройтбурда (примерно за €30–35 тыс.). Зато галерист получил несколько резерваций и остался доволен.

Московская галерея «Триумф» зафрахтовала самое большое пространство на ярмарке, так что некоторые острили, что на следующей «Арт Москве» мы увидим один большой стенд «Триумфа». В первые дни галерее удалось продать две работы Константина Худякова, сделанные в технике «мультитач», то есть сенсорных экранов. По словам одного из директоров галереи Дмитрия Ханкина, галерея совершила еще две крупные сделки. Однако главной интригой ярмарки стал вопрос, удастся ли «Триумфу» продать монументальное полотно братьев Чапменов за £1 млн. Тут была велика себестоимость самого носителя: как уверяют в галерее, известные британские арт-хулиганы дорисовали картину самого Яна Брейгеля Младшего. На ярмарке покупатель так и не нашелся, но, как сказал Ханкин, галерея ведет переговоры о покупке.

Наконец, у наших коллекционеров пробудился вкус к фотографии. Галерея Фролова продала, по словам галериста, значительное количество фотографий Ральфа Касперса, выйдя в тройку лидеров продаж. Такой успех объясняется просто: фотограф дюссельдорфской школы Касперс напоминает Андреаса Гурского, при этом цены на него вполне приемлемые (€40–80 тыс.), поди не три миллиона долларов, как на мирового рекордсмена в этой области Гурского. У «Победы» купили несколько фотографий Майкла Кенна (€1700–7000) и Джефферсона Хаймана (от $600).

У западных галерей показатель продаж оказался достаточно высок. Barbarian Gallery из Цюриха первый раз приняла участие в «Арт Москве» и сразу вошла в пятерку самых удачливых. Правда, за счет российских творцов. Среди главных продаж — три огромных объекта Оксаны Мась из пасхальных яиц (€74 тыс.) и биоморфная инсталляция Дмитрия Каварги (€10 тыс.). Вторая западная галерея, вошедшая в пятерку лучших, — Shiraishi из Японии — продавала живопись японских художников за заоблачные цены (€100–300 тыс.). Оказалось, что наши коллекционеры до сих пор падки на экзотику и готовы выкладывать за нее огромные суммы. Настоящие раритеты петербургских «новых художников» выставила галерея из Лондона White Space: живопись Тимура Новикова (€15 тыс.), Олега Котельникова (€10 тыс.), Ивана Сотникова (€20 тыс.) — все работы восьмидесятых годов из коллекции самого Сотникова. Но на большинство этих редкостей не нашлось покупателя, проданы только несколько шелкографий Сотникова. Но, несмотря на все неудачи, отечественные галеристы, в том числе и те, которым вообще ничего продать не удалось, как, например, галерее М&Ю Гельман, не унывают, поскольку считают «Арт Москву» прежде всего имиджевым проектом. Подтолкнут ли не слишком удачные результаты всех участников процесса к изменениям своей политики и тактики, увидим в следующем году.