Анастасия Сырова

Евгений Барабанов, член жюри премии Кандинского, историк и теоретик искусства:
— Для меня это был первый опыт работы в жюри, до этого я состоял в экспертном совете премии. При обсуждении кандидатур лауреатов я отстаивал свои принципиальные позиции. Но ведь и у других членов жюри были не менее принципиальные позиции. Так что все было очень сложно. Всякий раз расклад голосов был пополам, если быть точным, то 4 к 3. Прийти к компромиссу, казалось, было практически невозможно. Мы заседали час с лишним. Насколько я понял, аргументы при таких обсуждениях уже не действуют. Какие у каждого из членов жюри были изначальные точки зрения, такими они и остались до последнего момента. Но в патовой ситуации компромисс неизбежен. Впрочем, он не был болезненным для каждого из членов жюри.

Что же получилось в результате? Номинация «молодежного искусства» разделилась. Это было в первый раз за всю историю премии. Я считаю, что это правильно. Будь моя воля, я бы всем дал по премии, как старик Хоттабыч, который каждому футболисту выдал по мячу.Такой чемпионат по современному искусству, каким является премия Кандинского, вероятно, необходим для поддержания какого-то общественного интереса и внимания со стороны СМИ к этой сфере творчества.

Но главное событие, как мне кажется, — это все же выставка номинантов, на которой демонстрировался некий спектр современного искусства. Именно там должно было быть больше анализа, а по поводу выставки должно было быть больше публикаций.

Виктор Бондаренко, коллекционер:
— Бродский заслужил, конечно, главный приз, особенно по совокупности, странно, что он раньше не получил всех наград в современном искусстве. Вот эта девушка с гиперреалистической живописью удивила, непонятно, кто ее лоббировал, хотя можно ли лоббировать кого-то на премии Кандинского? Ну а за Recycle я очень рад.

Марат Гельман, директор музея PERMM:
— Я совершенно согласен со всеми результатами. Если бы в жюри был я один, выбор был бы таким же по всем номинациям. Дело в том, что проект Бродского выдвигал музей PERMM, а Recycle выдвигала моя жена от галереи M&J Guelman. Поэтому я в эйфории. Я считаю, все так и должно быть.

Бланш Гринбаум-Сальгас, экс-атташе по культуре посольства Франции в России, куратор отдела современного искусства Министерства культуры Франции:
— Я очень довольна, что Бродский получил премию, ну вообще все хорошо, церемония в этот раз мне понравилась, была более простая, не было никаких излишеств, и вообще я рада быть опять в Москве.

Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор, экс-член жюри премии:
— Жюри повело себя в соответствии с духом времени, как ведет себя российское правительство. В первом случае (молодой художник) проявило растерянность, потом сделало ошибку (в номинации «Медиа-арт» надо было давать премию Булныгину), а потом, когда никто уже не ждал ничего хорошего, все сделало правильно, то есть в главной номинации дало приз Бродскому.

Марина Лошак, директор галереи «Проун»:
— Я вполне согласна с результатами. Единственное, в номинации «Молодой художник» я не думала, что получат двое, я скорее за мальчиков, чем за девочку. Что касается «Медиа-арта», все проекты довольно вялые, но этот чуть более элегантный. А что касается Бродского — я всегда за него, я пристрастный болельщик. Он мудрый, искренний художник.

Николай Палажченко, арт-консультант:
— На мой взгляд, в премии Кандинского, несмотря на то, что она имеет серьезное денежное выражение, все-таки важнее те, кто входит в число номинантов, а не те, кто в конечном итоге получает приз. В этот раз все тройки номинантов были составлены справедливо, с другой стороны, с элементами сюрприза. Например, Алладин Гарунов очень симпатичный художник, но я считаю, что включить его в тройку номинантов — это не самое очевидное решение. В отличие от Бродского. Конкурс должен иметь интригу, и в этот раз она была. Это касается и молодых художников, и медиа-арта. Но я против ситуации, когда премию делят между несколькими номинантами. Я считаю, что жюри всегда способно определить лидера. Всегда надо принимать мужественное решение.

Сергей Попов, куратор, галерист:
— Победу Бродского я поддерживаю стопроцентно. Я очень рад за Александра, несмотря на то, что с Гаруновым работал несколько лет и за него у меня тоже душа болела. Но главный приз вручен абсолютно справедливо. Из тех, кто номинировался в категории «Медиа-арт», я бы не дал приз никому, а из лонг-листа я даже не помню имен. С выбором молодых художников я согласен полностью.

Айдан Салахова, владелица «Айдан-галереи»:
— Мне понравилось, что церемония была красивой и быстрой. Я считаю, что в этом году очень справедливый выбор. Я очень люблю Бродского, а болела за Алладина. И в «Медиа-арте» победил хороший художник, я забыла его фамилию… А в целом, по моему ощущению, все гармонично и без сопротивления. Я часто бываю в различных жюри и знаю, что давать первое место — это очень сложно. Я вообще люблю премию Кандинского не из-за того, кто становится первым, а за те выставки, которые премия делает, это самое важное для нашего социума. Кто первый, а кто второй — это неважно.

Софья Троценко, директор ЦСИ «Винзавод»:
— Мнение жюри надо уважать. Я очень рада за Александра Бродского, и мне очень жаль, что Татьяна Ахметгалиева не была оценена по достоинству, хотя я считаю, что Recycle — это очень достойная группа. Что касается «Медиа-арта», я скорее за неплохой проект Булныгина. Я бы дала приз ему. Но в целом выбор достойный. Сама церемония мне понравилась, все сделано достойно и со вкусом.

Андрей Герцев, издатель, галерист:
— Я болел только за Таисию Короткову, это художница нашей галереи, и я рад, что она получила премию.