Александр Извеков

Галерея «Риджина», Москва 19 января – 16 марта 2010

На выставке в галерее «Риджина» представлены крупноформатные живописные работы, выполненные акрилом на холсте, из уже знакомой зрителям серии Futurussia, а так же из нового цикла «Новые модели». Первоначально произведения были основаны на использовании визуальных приемов берлинской группы eBoy (одними из важнейших представителей направления pixel art), но в последнее время Стручкова разрабатывает абсолютно оригинальный визуальный язык, в основе которого по-прежнему находится пиксельная графика.

Удивительный мир будущего, показанный в работах серии FUTURUSSIA (не случайно ее название созвучно названию мультипликационного сериала Futurama, действие которого разворачивается в 3000-х годах), населен героями русских сказок, телепередач и устрашающими персонажами «Звездных войн», а «Москва-Сити» становится в нем муравейником в тени огромных поганок.

В «Новых моделях» художница берет сюжеты хрестоматийных произведений русского искусства — «Над вечным покоем», «Три богатыря» и «Утро в сосновом бору» — и «пересобирает» эти растиражированные картины заново, используя в изображении элементы конструктора «Лего», который для нее является символом современных визуальных штампов, заселяющих окружающий мир. Уверенность сменяется беспокойством: богатыри становятся крошечными фигурками на игрушечных лошадках, медведи бродят по хрупкому пластиковому бамбуковому лесу, по которому прогуливается гигантский робот-бионикл, а часовня с картины Левитана трансформируется в надгробие персонажа из книг о Гарри Поттере. Над могилой летают лего-облака. В отдельном зале экспонируется объект, представляющий собой гигантское ожерелье, вручную сплетенное из разно­цветных «оторванных» голов фигурок из конструкторов, которое в контексте ее размышлений о творчестве становится тем самым утверждением о том, что всегда существует возможность создания нового даже в таком схематично-предзаданном способе конструирования реальности, как «Лего».

Одним из важных моментов этих работ является опыт материнства автора. Стручкова — мать двоих сыновей, старшему из которых в настоящий момент 14 лет. Ей постоянно приходится сталкиваться с потоком образов и персонажей, из которых состоит реальность сына-подростка и которые не вполне устраивают ее как родительницу. Возникающее противоречие она пытается разрешить, фиксируя и осмысляя этот «непрерывный пласт реальности», осознанно направленный ее творцами на потребление подростковой аудиторией, и актуализируя образы из собственных детских воспоминаний, что приводит к столь психоделическим сюжетам ее полотен.

В 1999 году Павел Пепперштейн в каталоге ретроспективной выставки «Медицинской герменевтики» «Полюс Холода» писал о том, что современный цивилизованный человек живет в вечном детстве, от образов которого он не в состоянии никуда убежать. Медгерменевты с избыточностью сформулировали эту мысль в двухтомном романе «Мифогенная любовь каст», написанном в 1990-х годах. Его сюжет строится, среди прочего, на физической борьбе между положительными (русскими) и отрицательными (западными) героями детских книг во время Великой Отечественной войны. Стручкова как художник сформировалась позднее, в 2000-е, то есть в сверхдинамичную эпоху полиэкранной культуры, и ее интерпретация проблематики вечного детства иная, подразумевающая, что среди детских героев нет «плохих» и «хороших», потому что они все — агрессоры.