Гор Чахал. Кочерга. Эскиз объекта. 2011–2012 © Предоставлено автором

На статью искусствоведа Андрея Ерофеева отвечает художник ГОР ЧАХАЛ

Уважаемые читатели «Артхроники», журнала №1 об искусстве в России.

В тексте «Поиски порядка в беспорядке», опубликованном 04.06.2012 на сайте журнала, Андрей Ерофеев приводит совершенно недостоверные факты моей публичной деятельности, на основании которых рисует страшную и откровенно фантастическую картину моего творческого кредо, не имеющую ко мне ни малейшего отношения. Неадекватность оценочных мнений Андрея Ерофеева обо мне я оставляю на его искусствоведческой совести и касаться их не буду. Известно, что искусствоведение в России давно уже дрейфует из области науки в сторону развлекательного жанра. Не случайно Борис Гройс говорил недавно об исчезающей границе между флейтистами и философами в современном мире. Так что если Андрей Ерофеев предпочитает флейтизм философии, это в конце концов его дело. Но лгать – нехорошо. Богородица не велит.

Поэтому давайте обратимся к фактам, которые автор статьи положил в основу своей музыкальной партитуры. Чтобы быть точным, процитирую:

«Другой художник-радикал, Гор Чахал, разрабатывает программу современного православного искусства. Он открыл курсы обучения обратной перспективе, свойственной древнерусской иконе, демонстрирует методы изготовления икон в техниках фотографии и голографии. Гор Чахал утверждает, что даже типографским способом размноженные или напечатанные на принтере репродукции икон источают миро и могут творить чудеса, лечить, спасать от напастей». 

Что искусствовед понимает под «программой современного православного искусства», я не знаю, но:

— я никогда не открывал курсов обучения обратной перспективе.

— я никогда не занимался голографией и не мог демонстрировать методов изготовления икон в техниках фотографии и голографии, поскольку изготовлением икон я тоже никогда не занимался. Не могу предположить, что бывший сотрудник Третьяковской галереи не в состоянии отличить религиозную картину от иконы.

— я не утверждал, что репродукции икон источают миро и могут творить чудеса, лечить, спасать от напастей. Я говорил, что есть масса свидетельств о мироточении репродукций икон, церковной утвари и т.п. И приводил в своем блоге ссылки на эти свидетельства, собранные мною из открытых источников информации. Начиная с такого.

«Явление мироточения икон известно давно. Оно представляет собой выделение из образа иконы некоего светлого маслянистого вида вещества, которое вовсе не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. Выделяющаяся жидкость лишь напоминает миро, при этом от нее исходит такое же благоухание. При этом мироточения икон отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции образующейся жидкости. Она может быть густой, тягучей, как смола, или же напоминать росу (в последнем случае мироточение иногда называют “елеоточением” или “росоточением”). Известны случаи мироточения не только оригиналов икон, но их копий, литографий, фотографий икон, фресок, а также металлических икон. Это явление всегда становилось знамением какого-либо события в истории».

То есть все факты обо мне, приводимые Андреем Ерофеевым в статье, сплошь ложь, которую венчает прямо-таки расстрельная статья: «Гор Чахал опирается на программу превращения страны в “православную цивилизацию”, созданную националистическими кругами при поддержке Русской православной церкви».

К каким националистическим кругам я могу, интересно, принадлежать, если мать у меня — русская, отец — армянин, имя — египетское, а фамилия — сикхская?

Все это было бы смешно, только этот текст Андрея Ерофеева написан в каталог для выставки номинантов Премии Кандинского 2012 года в Барселоне. В которой я, кстати, не участвую. Так что даже работами защититься не смогу. Какое представление о моем творчестве получит любой европеец, интересующийся российским искусством, прочитав о моей связи с националистическими кругами? Ничем, кроме как сознательным ошельмовыванием международной репутации художника, такие утверждения не назовешь.

Поэтому, помня о пословице «Что написано пером – не вырубишь и топором», в заключение ответственно заявляю: я, Гор Чахал, не имел и не имею никакого отношения к каким-либо националистическим кругам и не знаю о существовании каких-либо программ упомянутых кругов по превращению Российской Федерации в какое-либо иное государственное образование и/или изменению конституционного строя Российской Федерации – ни при поддержке Русской Православной Церкви, ни без ее поддержки.

И подземного хода в Джамму и Кашмир с целью доставки шпионских сведений об антиклерикальной одержимости Андрея Ерофеева тамошним христианским террористам я тоже не рыл. Честное слово.

С уважением,
Гор Чахал