Первый фильм режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой (впрочем, сейчас Марина просит представлять ее как поэта-песенника) «Пыль» был снят за 3000 долларов, с одного дубля. Второе их кино – «Шапито-шоу» – обошлось продюсерам уже примерно в 1,8 млн долларов, а самим создателям – в пять лет жизни. За это время персонажи фильма совершенно срослись с актерами, их играющими, а события сюжета тесно переплелись с биографиями членов съемочной группы.
Василий Корецкий
На протяжении последних лет пяти конкурс Московского кинофестиваля имеет двух победителей. Если официально статуэтку Георгия Победоносца получает какое-нибудь сенильно-благопристойное кино, то неофициальным победителем становится дичайшая экстраваганза, включенная в программу проказниками из отборочной комиссии. В этом году такой дулей стал фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу». Впрочем, жюри тоже прониклось симпатией к «Шапито» и вручило Лобану Спецприз.
Следуя апокрифическому завету Ильича, «Шапито-шоу» соединяет в себе два из важнейших для нас искусств – кино и цирк. Композиционно это полиптих, каждая из четырех частей которого посвящена основным формам человеческих отношений: любви (между шизоидным рохлей Киберстранником и живой девочкой Верой), дружбе (между глухонемыми), уважению (тут имеется в виду конфликт отца и сына) и сотрудничеству (несколько занудная, но полная авантюрного шарма история раскрутки двойника Виктора Цоя). Все персонажи сквозные – с окончанием своего сюжета они не теряются, а отступают на второй план, появляясь в качестве второстепенных героев в других историях. Действие всех четырех новелл происходит в Крыму, куда герои, каждый своей дорогой, прибывают, чтобы начать другую жизнь с новыми друзьями и неожиданно обретенными близкими. Увы, курорт сталкивает их со старой сартровской максимой «ад – это другие». В финале каждой из частей протагонист выходит на сцену шапито-шоу и поет проникновенную исповедальную песню о злой судьбе и потере иллюзий. В перерывах между ламен тациями в шапито проходит невыносимо смешное шоу двойников. Фильм длится почти четыре часа, и этот циклопический размах – прямое следствие маргинального положения режиссера Лобана и сценаристки Марины Потаповой. Как и всякое выстраданное, сделанное словно в последний раз произведение, «Шапито» бросает отсвет на все стороны жизни, в том числе и конкретной жизни конкретных людей. Актеры и персонажи тут неотделимы друг от друга, каждый герой – резонер, а за любым каламбуром, звучащим с экрана, стоит какой-то случай из жизни. Авторы были готовы говорить о съемках часами, мы же постарались выбрать из их воспоминаний все наименее эзотерическое.
Крым
Вы, конечно, думаете, что все это будет цирк? Ну да, «Шапито-шоу» и вправду собрано из эйзенштейновских аттракционов: вот киберпридурок в майке с лошадками идет топиться в картину Айвазовского, вот девочка-припевочка впервые в жизни обнимает бутылку портвейна и плачет, вот Петр Николаевич Мамонов превращается в лысого черта, а вот двойник Виктора Цоя байроническим инкогнито ходит по курортному пляжу. Действительно смешно.
Но вообще-то это, конечно, драма – и достаточно надрывная. Четыре комические новеллы о москвичах, которые отправились на курорт, чтобы найти себя, а вместо этого растеряли друзей, иллюзии, любовь и капитал, отравлены бытовым экзистенциализмом – печальным ощущением потерянности и одиночества в земном раю. Да и рай ли вообще этот Крым? И почему именно Крым? Отвечает сценаристка Марина Потапова:
– Я очень долго не могла понять, чем хорош Симеиз. Года три. Мы же туда же несколько раз ездили, знакомились со всеми. Привез нас в Симеиз Бобер (Алексей Левин, ассоциативный продюсер фильма. – «Артхроника»), который там с 1987 года отдыхает. Он нас так уговаривал, что, мол, там парадиз. И вот мы стоим, перед нами какое-то говнокафе с караоке, в небе прожектора танцуют и пьяные отдыхающие повсюду. Приехали.
Дальнейшее знакомство с достопримечательностями, судя по скупым полевым сводкам, было похоже на удаленную сцену из самого фильма. Вино, новые друзья, Севастополь, Симеиз, «в первый день на море ходят только лохи». В итоге группа остается ночевать на автостанции: в разгар сезона в Крыму невозможно снять даже собачью будку – в них ютятся сами местные. О кризисе жилья на полуострове свидетельствует режиссер Сергей Лобан:
– Вот те сараи с голубыми дверьми, в котором вписывается Киберстранник с Верой, – это Гурзуф. Там на самом деле живут не отдыхающие, а хозяева. Рядом дом двухэтажный, с нормальными квартирами. Вот эти квартиры они сдают, а сами все лето ютятся в сараюшках. Мы, как приехали, увидели, что люди заходят в этот сарайчик, и тут же в сценарии прописали эту халабуду. Они, конечно, поначалу нас туда пускать не хотели, потому что никто про это вроде не должен знать. Теневая экономка!
И не только экономика – в Крыму притворно все, он, как Невский проспект, вечно врет. Но в обманчивости и кроется дьявольское очарование этого, да и любого другого курорта. «Собственно, вот это постоянное ощущение дежавю меня в конце концов стало привлекать. Ты приезжаешь туда – и вроде те же люди, те же кафе, тот же атас. А история уже совсем другая. А еще там всеми встречами управляет судьба. В Москве ты сам регулируешь, с кем оказаться в одном помещении, здесь мы как-то защищены. А там – будь что будет. Очень много случайностей, к которым все готовы».
Случаи
Съемочная группа тоже была готова ко многому – кроме того, что рука судьбы окажется главным продюсером фильма. Фатум вмешивался всюду, даже в кастинг, хотя с самого начала было решено, что играть в фильме должны только свои, друзья, и многие персонажи вообще писались под конкретных людей. Но люди – штука ненадежная. Они отказывались, уезжали или просто исчезали. Например, роль проходимца-продюсера, цитирующего по памяти Уорхола, Макларена и Беньямина, должен был играть питерский человек-легенда Глеб Михайлов (звезда трэш-режиссуры, снявший два фильма-пародии – боевик «Черный фраер» и зомби-фэнтези «Маша Портер и волшебное кольцо»). Одно время Михайлов действительно носился с идеей раскрутки двойника Цоя (питерская группа «Виктор», именно ее песни поет в фильме имперсонатор Рома-легенда) и даже снял на одолженные у серьезных людей деньги концертный зал в Питере. Но в какой-то момент стало ясно, что герой должен цитировать Уорхола и вообще быть человеком сложноватым, а неведающий обходных путей эгоцентрик Михайлов мог говорить только от собственного лица. Так что роль переписали под интеллектуала Сергея Попова (московский художник и режиссер, ученик Владимира Кобрина).
Аналогичная история произошла с выбором актера на роль Никиты, несуществующего сына Мамонова. Сперва главным кандидатом был некий студент сценаристки Потаповой (Марина преподает в медиалаборатории на журфаке МГУ). «Человек демократических взглядов, очень серьезный. На кастинге у всех была задача – прочесть “Липкую ложь” (финальный монолог, общий для всех четырех героев. – “Артхроника”), и он прекрасно все исполнил. А потом посмотрел сценарий и сказал, что сниматься в таком он никак не может: там мат, гомосексуализм и много других вещей, которые он не принимает». В результате Никиту сыграл прекрасный актер театра «Сатирикон» Степан Девонин, который так мощно, «не стесняясь», исполнил «Липкую ложь», что других кандидатов уже как-то и не рассматривали. Лобан потом показывал Девонину пробы студента N – собственно, с него Степан Никиту и играл.
Вообще обстановка вокруг фильма в какой-то момент стала довольно инфернальной. «Если после “Пыли” все просто сходили с ума, то на “Шапито” стали уже просто умирать, – вспоминает Потапова. – Близкие нам люди заболевали раком и гибли. То есть мы подобрались уже слишком близко к опасным материям. Стали взрослыми».
Зато в конце концов железная пята фатума нажала на нужную кнопку – это была кнопка на сотовом телефоне все того же Левина-Бобра. Официальная хроника «Шапито-шоу» утверждает, что картина, вяло протухавшая после того, как кризис поумерил энтузиазм ее главного инвестора Александра Мамута, была спасена случаем. По официальной версии, Левин приехал на дачу к Кате Герасичевой, продюсеру студии Organic Films (поразительное сходство эмблемы студии и символики шапито – еще одно чистое совпадение), и вскользь обмолвился о проблемах с финансированием картины. По неофициальной версии, он просто сел на мобильник и случайно набрал номер Герасичевой, которая в этот момент как раз сама искала выход на группу. Как бы то ни было, на деньги Organic Films и было доснято все самое смешное: цирковые и музыкальные номера, всякая акробатика, вольтижировка, канкан и распиливание женщины.
Цирк
К слову, о распиленной женщине. После премьеры на ММКФ многие зрители мучались вопросом: чьи ноги торчат из красной коробки, которую пилит демонический ведущий шапито-шоу. Так вот, эти ноги в алых туфельках принадлежат жене режиссера Лобана, когда-то закончившей цирковое училище, а потому умеющей ловко складываться вчетверо. А инфернальный тенор-конферансье – его дядя, Лев Петрович Сидоров. «Лев Петрович – опереточный певец, “герой”, как у них называется такое амплуа, считается одним из самых непризнанных талантов в мире оперетты. А бабушка, которая поет с ним в паре, – Наталья Рожкова из театра Погребничко. У нее есть спектакль “Русская тоска”, там прямо Дэвид Линч происходит два часа, и она там все время ходит в каком-то сумасшедшем принцессином платье. А еще она замечательна тем, что в 1980-х была эстрадной певицей, выступала на всяких “Песнях-88”, есть даже один клип, где она поет какое-то диско, как Гулькина».
Все остальные участники прибыли на шоу прямиком с цирковой арены, правда, в амплуа двойников до этого работали только близнецы-Джексоны, исполняющие в фильме номер «Мойдодыр». С изображающим Фредди Меркьюри Владимиром Куляком Лобан с Потаповой познакомились в Северной Корее, на фестивале «Апрельская весна». Поездка та закончилась ужасным скандалом. Входивший в состав делегации тележурналист Андрей Лошак наснимал в Пхеньяне такого, что половина корейского посольства отправилась из Москвы домой на трудотерапию, а сам Лошак был вынужден выступить с сеансом самокритики перед товарищами по «Обществу изучения идей чучхе». Зато все было весело. «Куляк стоял такой строгий, в плаще, в шляпе и жонглировал гитарами. Это было очень сильно, даже учитывая то, что там вообще все номера были – обхохочешься. Была, например, тучная женщина, которая оказалась воздушной гимнасткой. Женщина подпрыгивала, все ахали, и тут она переворачивалась на качелях. Этой толстушке дали первую премию, а Куляк очень переживал, все говорил: “Непонятно, как так может быть, что дали не мне”. Куляк же переодевается и в медведя, с которым выступает Мэрилин Монро. То есть конкретно этот номер мы сами придумали, но учли, что он может плясать и у него есть костюм медведя. А в костюме этом Куляк на самокате катается, есть у него в репертуаре такой трюк».
Майклов Джексонов Потапова встретила много лет назад по месту жительства – они показывали moonwalk на районном празднике в парке на Бабушкинской. Братья Джексоны тогда были мальчиками и еще не знали себе цену, так что Марине даже как-то удалось ангажировать их на новогоднее выступление в книжном кафе «Билингва», где она недолго работала программным директором. «А сейчас они очень важные стали, выступают в театре Александра Пескова. Когда просматривали дубли, оба говорили о себе в третьем лице: “Эти ребята гении! Вам с этими ребятами повезло!”»
«Но самый крутой, конечно, – это Элвис–Чеботарев. Многие думают, что его играет беременная женщина. Это не так, – разъясняет Лобан. – Он не женщина, просто он поздний Элвис и его неумело сделали толстым. Чеботарев – цирковой король, его специализация – крутиться на прикрепленных к потолку полотнищах. Этот человек был нам нужен как олицетворение понтового актера. Его ролевая модель – Джонни Депп в “Страх и ненависть в Лас- Вегасе”, он даже по училищу ходил этой походочкой. Мы решили брать его на роль пионера Сени – и тут он получает приглашение в Токио, на год. Чеботарев очень переживал, ведь ему хотелось быть самым крутым. Правда, из-за кризиса он все-таки успел – слетал в Токио, отработал год по контракту и все равно сыграл в “Шапито- шоу”! Только уже не ту роль. Так что потом, когда снимался кадр, в котором вся компания сидит за столиком шапито, он смотрел туда с такой болью! И все приговаривал: “Там, за этим столом, должен был быть я!”»
Мастерство
За время бесконечной работы над картиной (одна только шлифовка сценария затянулась на три года) авторы «Шапито-шоу» пережили много чудных открытий. Но главным сюрпризом оказались совершенно непредвиденные правила съемок настоящего кино – до этого-то Лобан с Потаповой имели дело лишь со сверхлюбительскими постановками без света, профессионального звука и даже дублей (актеры их прошлого проекта «Пыль» в ужасе разбегались с площадки после первого же съемочного дня, поэтому там все сцены снимались сразу). На «Шапито-шоу» в распоряжении Лобана оказалась цифровая камера Red One, а также бригада профессиональных осветителей. И что с ними делать, было совершенно непонятно.
«Я как-то не подозревал, что любая перестановка, любая смена плана, любая смена светового рисунка – это все часы потерянного времени, – сейчас Лобан вспоминает все это уже с отстраненной самоирониией. – Самыми офигенными были, конечно, наши первые осветители, московские. Они приезжали на площадку и каждый раз говорили одно и то же: “Ну что, опять не знаете, что снимать?” Они нас просто повергали в ужас, притом что это была какая-то четвертая заменяющая бригада, запасные среди запасных. Они вели себя как помощники землемера из Кафки – все время играли во что-нибудь, хихикали над нами, глумились. Так что мы все время были в ужасном напряжении, нам постоянно было стыдно перед осветителями. Зато в Крыму были великолепные, очень хорошие люди с Ялтинской киностудии. Во- первых, очень ответственные, а во-вторых, очень компанейские, они с нами так дружили, так дружили!»
Дружба
Теплые отношения – первое, что обычно гибнет в бытовых бурях, но команда «Шапито-шоу» видала в жизни кое-что пострашнее годичного простоя и надменных осветителей. Взять, например, историю знакомства Лобана и Потаповой с Александром Шпагиным, культовым киноведом- оригиналом, знатоком советского кино категории B (в «Шапито» он играет амбициозного режиссера шоу). «В Шпагина мы окончательно влюбились на фестивале “Киношок” и тут же вставили его в сценарий. А познакомились мы раньше, на фестивале “Севастополь-фест” – было такое сумасшедшее мероприятие, где все круто попали. Мы приехали, и оказалось, что ни гостиница не оплачена, ничего. Че хотите, то и делайте. Поэтому все сплотились, особенно на обратном пути, в поезде, когда оказалось, что организаторы сдали половину билетов. И Шпагин создал какой-то комитет по выяснению того, кто есть кто, всюду ходил и всего добивался. Он нас тогда поразил тем, что запросто общался с какими-то маститыми кинематографистами, небожителями, а на “Киношоке” он оказался живым, эмоциональным человеком, дико влюбленным в кино».
С Сергеем Поповым, сыгравшим роль подражателя Макларена, Потапова вообще знакома с незапамятных времен: в частности, он был приглашенным ведущим одного из «экстремистских» выпусков передачи «До 16 и старше», безумного дадаистского проекта, больше года выходившего в эфир по чудовищному недосмотру дирекции Первого канала и закрытого после звонка возмущенного полковника ФСБ. Ничуть не изменившийся за десять лет Попов щеголял ровно в тех же кожаных штанах, что и в программе, и тоже в компании стариков- затейников: он ведь интервьюировал на Первом канале популярных в конце 1990-х диджеев-стариков «Кругозоров».
Искусство
За время работы над фильмом в недрах съемочной группы созрела собственная арт-фракция – группа «Толпа». Сложные отношения между ее реальными и виртуальными участниками разъясняет Сергей Лобан: «“Толпа” – фейк-группа, которая создана в фильме Никитой Мамоновым и Сергеем Поповым. Это их предыдущий проект до “Эрзац-звезды” (проект раскрутки двойника Виктора Цоя, которому посвящена последняя, самая бескомпромиссная часть фильма – “Сотрудничество”. – “Артхроника”). Согласно сюжету Никита, виртуальный сын Мамонова, который едет с отцом в Крым, – художник. Вместе с Поповым-героем они, как люди панических настроений, создали асоциальную арт-группу “Толпа”, которая исследует феномен толпы. Но поскольку Сережа Попов не только герой фильма, но и реальный художник, у “Толпы” было несколько настоящих перформансов, она даже участвовала в Московской биеннале “Стой! Кто идет?”. На “Ночи музеев” они как-то показывали в “Солянке” инсталляцию “Спасение заложников”, выполненную в жанре телеигры. Там на экране террорист в шапочке с прорезанными глазами, а внизу бегущая строка: “Если вы не выполните все наши требования, мы продолжим уничтожать заложников. Чтобы узнать наши требования, отправьте смс по такому-то номеру”. Каждое смс – сто рублей. И он действительно расстреливал фигуры, у которых вместо головы шарики с нарисованными лицами. А тот, кто отправлял смс, получал сообщение: “Мы требуем внимания”. На первом показе “Шапито-шоу” в холле кинотеатра стояли щиты для фотографирования с дырками для лиц, это их другой проект – “Лицо в толпе”. Там зрители могут сфотографироваться в разных толпах: в одной скинхеды жгут машины, в другой – фанаты орут, а ты типа сидишь там».
Слава
Будучи по натуре авантюристами и, как они сами себя называют, проходимцами, Лобан с Потаповой, разумеется, любят помечтать о миллионных прибылях, которые начнутся, стоит фильму отбить в прокате свой бюджет. Хотя вообще-то заработать на фильме никто не рассчитывал. «Со стороны продюсеров это было чистое меценатство, – говорит Лобан. – Никто не думал, что все это может как-то окупиться. Поэтому у нас в договоре написано, что после возвращения сумм, затраченных на производство, прибыль делится пополам. Это будет круто! Мы заработаем кучу денег!» До денег, правда, еще далеко – ни одна прокатная компания (на момент подписания номера в августе. – «Артхроника») так и не решилась купить этот колосс. Зато слава уже у порога: на правах живого классика у Лобана будет собственная ретроспектива на Московском фестивале современного кино 2in1. Эта приятная новость вызвала долгий истерический смех среди друзей и сочувствующих.
Материал был опубликован в журнале «АртХроника» №8, сентябрь / 2011