Фильм «Стыд» британского художника и режиссера Стива Маккуина стал одним из лучших фильмов конкурса минувшего Венецианского кинофестиваля. «Стыд» был удостоен приза ФИПРЕССИ (международной критики) на Венецианском кинофестивале, а также принес заслуженную награду за лучшую мужскую роль актеру Майклу Фассбендеру. Фильм посмотрела Тамара Дондурей.
В 90-е годы Маккуин снимал минималистские черно-белые видео. Сегодня работы художника, обладателя премии Тернера, выставляются в главных музеях мира, включая музей Гуггенхайма, MoMa и галерею Tate. В своих проектах Маккуин исследует границы в пространстве политической и личной свободы. В знаменитой инсталляции «Once upon a time» («Однажды») он отправил в космос сотню фотографий, чтобы внеземные цивилизации могли как следует ознакомится с западной культурой. При этом в эту подборку образов Маккуин не поместил ничего, что напоминало бы о войне, смерти или болезнях. А комментарием к работе стала запись звуков, имитирующих человеческую речь, но абсолютно неразборчивых. В 2006 году Маккуин инициировал выпуск почтовых марок с лицами английских солдат, погибших в Ираке. Эта акция, под названием «Королева и страна» была призвана стать функциональным памятником безвестным героям. Маккуина давно знают и ценят в Венеции как художника. В 2009 году его видеофильм «Джардини» представлял Британию на Венецианской биеннале. Двухканальное видео демонстрировал опустевшие после закрытия биеннале национальные павильоны, медленно превращающиемя в руины.
Кинематографический дебют Маккуина «Голод» 2008 года («Золотая камера» Каннского фестиваля) был посвящен истории ирландского экстремиста Бобби Сэндза, объявившего голодовку в тюрьме. Умерщвление плоти является для героя единственной возможностью сопротивления системе. Маккуин воссоздает образ осужденного человека, который в условиях тотальной несвободы оставляет за собой право выбора – вынести и осуществить приговор самому себе. Аскетизм тюремных декораций, лишенная эффектов и эмоций режиссура подчинена тому, как нарастает внутреннее напряжение героя, уходящего от реальности в медитативную практику самопознания, в которой его тело – инструмент воздействия, оружие политической борьбы и объект эстетической интерпретации.
В новом фильме «Стыд» Маккуин вновь проблематизирует телесность. Однако на сей раз режиссера интригует обратная ситуация. Несмотря на благополучие внешних обстоятельств, человек переживает внутренний срыв, не может адаптироваться к реалиям светской безмятежности, терпкой, как вкус вина, атмосфере комфорта. Брендон, офисный служащий и молодой житель Нью-Йорка, избегает каких-либо привязанностей, в том числе и к своей младшей сестре Сисси. Как и Бобби Сэндз в «Голоде», Брендон одержим зовом своего тела, но на сей раз это голод сексуальный, который он утоляет в бесчисленных анонимных связях с проститутками. Недаром роль Сэндза и Брендона сыграл один тот же английский актер Майкл Фассбендер. Его сдержанное обаяние, по словам режиссера воскрешающее в памяти образ молодого Марлона Брандо, определяет дистанцию восприятия фильма, переполненного эротическими сценами, но все же не скатывающегося до порнографии. Герой «Стыда» не столько заложник своего тела, сколько узник изолированного существования в современном мегаполисе, наваждение которого развлекает, но и медленно умерщвляет Брендона, подпитывает ощущение внутренней пустоты. Оператор «Голода» и «Стыда» Шон Боббит виртуозно передает раздвоение личности героя, блюзовое ощущение несоответствия амбиций героя и его нереализованных желаний, воображаемых сюжетов и безжалостно вытесненной реальности. Стеклянного фасада отеля-небоскреба, где Брендон встречается с очередной девушкой по вызову, и его герметичной квартиры, полной секретов.
Отношения Брендона с сестрой Сисси каждый раз развиваются по кругу: от предчувствия инцеста (когда девушка внезапно решает его навестить) до трагической, но не фатальной развязки, лишь на время способной остановить героя, выдернуть его из параноидального контекста. Офисный служащий инстинктивно бунтует против семьи как неотъемлемой составляющей успешной жизни современного человека. Маккуин позиционирует страх эмоциональной близости и одиночества Брендона не столько в качестве концепции новой светскости, сколько превращает беспокойный микромир героя в территорию осмысления глобальных социальных процессов.
Если в «Голоде» Маккуин использовал минимум визуальных приемов, то в «Стыде» режиссер эксплуатирует стиль и драйв Нью-Йорка как метафору обывательской мечты. Зрителя буквально завораживают изысканные костюмы, просторные интерьеры офисов и ресторанов. Одни только пробежки Брэндона под Гольдберг-вариации Баха в наушниках по улицам ночного Нью-Йорка надолго застревают в памяти. Маккуин, сохраняя леденящую целостность конструкции фильма, не боится вставлять в нее сцены, решенные на грани вкуса. Например, эпизод, в котором Сисси в баре поет для Брэндона меланхоличную версию песни «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Сестра посвящает эту композицию брату-скитальцу, который плачет, слушая ее. Маккуин намеренно усиливает эффект этой душераздирающей сцены, созданной почти запрещенными по откровенности в нынешнем кино средствами. Маккуин-режиссер словно проверяет на прочность актуальные границы и табу, показывая, что порно лишено былой провокационности, а настоящий вызов зарифмован в самом городском пространстве, тревожном воздухе вокруг небоскребов.
Успешный художник, Маккуин рискнул выйти за пределы актуального искусства, взяться за избитую тему, решив ее в жанровом пространстве коммерческого (мейнстримного) кино и стать одним из самых радикальных и подающих надежды молодых режиссеров. А его новый фильм «Стыд», в отличие от гораздо менее удачных фильмов других художников, таких, как, например, участник прошлогоднего венецианского конкурса «Мирал» Джулиана Шнабеля, завоевал высшую оценку мировой кинокритики.
В «Стыде» Маккуин перевел фокус с героя на среду, полностью подчинившую себе героя. Гедонистичный Нью-Йорк, по сути, оказался для Брэндона не менее холодной и сырой клеткой, чем для Бобби Сэндза тюрьма «Мэйз», по коридорам которой непересыхающими сюрреалистическими потоками текли реки мочи и крови.