Мария Семендяева продолжает смотреть Московскую биеннале: граффити Чтака в Paperworks, «Зикр» Аладдина Гарунова в «Айдан» и Краб

Вчера посетила «Винзавод» и ArtPlay. Посещение этих мест занимает все больше времени. Каждый раз, когда переводишь дыхание в надежде, что посмотрел уже все выставки, за ближайшим углом обязательно найдется еще одна. Заходишь в Paperworks – там Валерий Чтак. По стенам граффити, вокруг какие-то субкультурные типы «на спортштанах» и в кепарях. Вообще Чтак выглядит очень самодовольно. Работа Чтака на биеннальной выставке в ArtPlay выглядит как подсобка, заваленная хламом. На полу — полиэтилен, под которым валяются пустые бутылки «Кока-колы» и смятые пачки сигарет, по стенам — многочисленные надписи. «Где-то рядом должны быть минские панки», — глубокомысленно заметил один знакомый по поводу этой работы. Но это было позднее, а пока мы разгуливали по «Винзаводу», заходя во все галереи подряд. В галерее Гельмана ощущение заброшенной стройки — весь народ толпится наверху, где открыли арт-магазин, в «Риджине» — выставка дамы по имени Йоринда Войт. Ее работы похожи на показания приборов, изучающих погоду, или на энцефаллограмму: это якобы переложенные в виде графика китайские эротические миниатюры. Ну Бог ей судья, этой госпоже Войт. Самая замечательная выставка оказалась в галерее «Айдан» — «Зикр» Аладдина Гарунова (номинировался в прошлом году на Премию Кандинского). Я не сильна в формулировках и боюсь ошибиться, поэтому скажу, что «зикр» выглядит так.

Покинув «Винзавод», мы отправились по трамвайным путям на ArtPlay. Там в этот вечер на фестивале активисткого искусства «Медиаудар» собралась самая маргинальная тусовка биеннале (говорят, еще часть была на «Arthouse Squat Forum», но я туда дойти не смогла). На нашем пути тут и там валялись листовки с надписью «Краб против насилия» в обамовских красно-синих тонах. Выйдя из арки на ArtPlay, мы увидели самого Краба. Он был великолепен — сколоченный из фанеры, с уродливыми, топором рублеными и скотчем клееными клешнями, торчащими снизу человечьими ногами. Краб орал хриплым голосом политические воззвания, а из дыр в его корпусе то и дело появлялись все новые листовки, которые Краб разбрасывал во все стороны. Его придумала и реализовала группировка «Зип», которая, конечно же, не могла знать, что 24 сентября, в день победоносного шествия Краба по ArtPlay, станет известно, что Владимир Владимирович Путин будет баллотироваться в президенты на ближайших выборах. «А теперь-то уже как-то и не смешно», — задумчиво сказала подруга, глядя на Краба. Нет, не соглашусь. Краб — едва ли не лучшее, что есть на выставке. Ну а вообще, для тех, кто не в теме, поясняю.

Кроме Краба, на удивление, есть еще целых два этажа стройки, чуть прикрытой занавесками и превращенной в выставку фестиваля «Медиаудар». Тут всякие картинки на тему свободы слова и печати, плакаты «Свободу Мохнаткину» и вариации на тему символики «Стратегии-31». Есть видеодокументация перформанса московской Войны , которая вызвала недавно заметный скандал. Поссорившиеся члены арт-группы давно делят между собой бренд Войны, но питерские товарищи проявляют с недавнего времени чудеса, назовем это так, дурного вкуса. Например, они распространили на английском языке многословное обоснование того, что кураторы фестиваля «Медиаудар», как и все представители московской Войны — агенты ФСБ. На выставку, говорят, приходил какой-то человек, представившийся «настоящим» активистом группы Война, и пытался сорвать демонстрацию видео. Впрочем, не вышло. Помомо этого на «Медиаударе» гуляли новосибирские художники Артем Лоскутов и Мария Киселева, приехавшие в Москву на «буханке» пропагандировать легализацию курчавой петрушки. Новосибирцы жаловались на скуку и на общую бессистемность «Медиаудара».

Про большую биеннальную выставку на ArtPlay уже написали хорошие, правильные вещи. По мне, так это увлекательное и очень качественное зрелище, правильно продуманное и рациональное. Не буду перечислять никакие работы, просто скажу, что после утренних новостей 24 сентября мне особенно запомнились висящие на стене коридора второго этажа фотографии госучреждений Армина Линке. На печатной машинке плодили паучков, слушали шепот Сьюзан Хиллер, любовались на карту Клэр Фонтен. А из головы не шел Краб.

При всем уважении к Петеру Вайбелю, кажется, он забыл про Краба.

Мария Семендяева — корреспондент ИД «Коммерсантъ»