На новой выставке в Академии художеств ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО наблюдал, насколько быстро реализм, по-прежнему остающийся социалистическим, принимает, пусть и ненадолго, «человеческое лицо»

Выставка «Советский неореализм. 1953–1968» в Академии художеств – один из первых проектов в большой программе, запланированной Семеном Михайловским, пришедшим на пост ректора института в 2010 году с идеями современного развития и обновления академического образования. На выставке впервые показаны лежавшие все эти годы в институтском методфонде курсовые и дипломные работы студентов трех творческих факультетов – живописи, графики и архитектуры. Для Академии художеств эта выставка новаторская по концепции и образцовая по выставочному дизайну. Работы в экспозиции структурированы по темам, которые обозначены девизами. Все рамы сделаны одинаковыми, светло-серыми, а выставочные стенды выкрашены в яркие жизнерадостные цвета. Таков единый дизайнерский стиль, который разработан для выставки и очень качественно изданного полного каталога.

После Петербурга выставка будет показана в Москве и Милане – возможно, именно поэтому в названии возник «неореализм», выглядящий как маркетинговая уловка. Ни обостренной социальности, ни экзистенциализма, свойственных искусству неореализма, в показанных студенческих работах нет. Перед нами соцреализм эпохи оттепели. По ассоциации с яркими цветами стендов на память приходит фильм «Стиляги», вышедший четыре года назад. Так же, как в этом кино, в картинах на выставке прошлое представлено энтузиастическим и в целом безоблачным: «Трудовые будни», «Ленинизм», «Физики и лирики», «Лето», «Спорт», «Дорога». И хотя все заканчивается черным стендом, названным «Прага», на нем всего одна работа – эскиз к театральной постановке чешского драматурга П. Когоута (правда, датированный 1959 годом). В остальном – «Новости дня», «Города и люди», «Дети», «Мечтатели», «Мастерская», «Будущее» и т.д.

По этим работам интересно наблюдать, насколько быстро этот реализм, по-прежнему остающийся социалистическим, принимает, пусть и ненадолго, «человеческое лицо». В живописи заметнее всего две мастерские, Мыльникова и Моисеенко. Оба художника – несомненно, крупные мастера, чей расцвет и самые запоминающиеся произведения приходятся на конец 60-х – начало 70-х годов. Если студенты Андрея Андреевича, задумчивые лирики, писали все больше обнаженную натуру, то студенты Евсея Евсеевича выбирали героические темы, не боясь патетики. А то, как в некоторых работах написаны фоны, напоминает живопись Ричарда Дибенкорна и Bay Area School – правда, только отдаленно.

Работы архитекторов в этом контексте как глоток свежего воздуха: может быть, потому что они не имеют отношения к реальности, это чистый модернизм, ничего из нарисованного построено не было. Под этими студенческими проектами – имена возглавлявших мастерские профессоров Барутчева, Левинсона, Игоря Фомина, которые были лидерами конструктивистской архитектуры Ленинграда довоенного времени. Всего два года проходит после постановления «о борьбе с украшательством», и в 1957 году студенты в мастерской Фомина уже уверенно рисуют модернистский фасад стадиона. На другом листе стаффажные фигурки сделаны совершенно в манере Александра Арефьева, лидера «нищенствующих живописцев», выгнанного из СХШ при Академии за левизну. Перед входом в музейные залы над лестницей сейчас повешен наподобие плафона громадный архитектурный картон с летящей чайкой. «Проект планировки Лахтинского района и стадиона» выполнен студентом Юшканцевым, который в наше время стал одним из авторов чудовищного торгово-офисного центра «Регент-холл» в центре Петербурга.

На вернисаже публику погружали в прошлое еще и документальными кадрами «Ленинградской кинохроники», закадровый дикторский текст громко звучал под сводами залов. Впрочем, далеко не все вслушивались в оптимистические интонации дикторов, сообщавших об успехах в социалистическом народном хозяйстве и воплощении образа современника в советском искусстве, – то ли оттого, что иногда трудно было заметить разницу с сегодняшними новостями, то ли участники выставки просто радовались встрече с собственной молодостью. Рядом с пожилыми художниками образовывали мизансцены группки старшекурсников-живописцев, споривших о цвете в увиденных работах, а сидящая с этюдником на лестнице студентка срисовывала кокориновские капители. Глядя на все это, хотелось спросить: «Время в Академии художеств и вправду остановилось?». Но, скорее, это просто буксует историческое время.

Павел Герасименко

Выставка «Советский неореализм. 1953 — 1968» в Академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 17) продлится до 10 декабря