АНДРЕЙ ШЕНТАЛЬ о павильоне галереи Serpentine, созданном китайским художником Ай Вэйвэем и архитектурным бюро Herzog & de Meuron
«След» – ключевое понятие современной философии – по сей день не утрачивает применимости, широкого распространения и эластичной податливости различным интерпретациям. То искажаясь, то упрощаясь, оно обретает новые формы и воплощается в совершенно разных сферах культуры, в том числе на территории современного искусства. Например, полгода назад художник-с-комплексом куратора Саймон Старлинг организовал выставку (вернее, метавыставку) «Никогда в одну и ту же реку», полностью состоящую из «следов» – объектов, в разное время выставлявшихся в одной и той же лондонской галерее. Для каждого такого призрака он сохранил его оригинальное место экспонирования, разорвав последовательность времени и автономию настоящего момента.
Похожий проект, но уже архитектурного толка сделали художник-с-комплексом архитектора Ай Вэйвэй и архитекторы-с-художническими притязаниями Жак Херцог и Пьер де Мюрон. Их летний павильон галереи Serpentine еще больше напоминает туманные описания «следа» у философа Жака Дерриды, для которого он «ни заметен, ни незаметен». Сверху это полуподземное полупомещение накрыто плоской металлической крышкой, на поверхности которой собирается дождевая вода. Если смотреть издалека, то она превращает сооружение в двухмерное отражение в плоскости лужи, случайно возникшей на газоне Гайд-парка, и одновременно в бесконечную, проваливающуюся в глубину неба бездну.
Сама концепция конструкции основана на одиннадцати предыдущих павильонах, сделанных другими известными архитекторами. Она также перекликается с определением «следа»: стиранием, отсутствием, не-наличием. Художники-архитекторы-с-комплексом археологов построили ее, буквально выкопав из ее же отсутствия; построили, ничего не строив и ничего не разрушив, лишь обращая внимание на исчезнувшее. Такая задумка в более удачном воплощении могла обрести и вполне экстремальную форму: ямы, обнаженные провода, стальные прутья и прочие остатки фундамента, но в Британии, где даже из-за малейшей царапины посетитель может подать в суд на галерею, реальные следы были подменены их репрезентацией. Они покрыты мягкой обивкой из пробкового дерева – одним из немногих добавлений существующего к уже исчезнувшему. Это покрытие павильона, дефрагментированное и расколотое согласно предыдущим чертежам, смотрится гигантским кубистическим полотном, достаточно коричневым, чтобы его атрибутировать Пикассо, а не Браку.
А рядом с этим постструктуралистским не-наличием, о котором, быть может, кто-то из посетителей и задумается на минуту-другую, находится непременное кафе, а на самом отсутствии присутствуют беспечные туристы и не менее беспечные жители центрального Лондона. Кубистическое полотно оказалось удобным настилом для пикника, а бесконечность неба – надежной защитой от самого же неба, а также танцплощадкой для закрытых вечеринок, как об этом гордо сообщает пресс-релиз. И если вдруг чего-то здесь и не хватает, то буквально в двух шагах находится дерево Йоко Оно. К нему можно прикрепить листок с пожеланием, которое тоже непременно материализуется из своего отсутствия.
Материалы по теме:
Павильон Ай Вэйвэя в Лондоне открылся, 04.06.12
Ай Вэйвэй построит павильон для галереи Serpentine, 09.02.12
Все материалы об Ай Вэйвэе