ДАРЬЯ КУРДЮКОВА о выставке Василия Ермилова в Мультимедиа Арт Музее
«Мультимедиа» даже для современного уха звучит как синоним новаторства, того, что называется «шагать в ногу со временем». Именно это и делал Ермилов (1894–1968), старался, по крайней мере, – в той, своей эпохе. Единственная его персональная прижизненная выставка случилась уже «на излете», в 1962 году. Сегодня усилиями галеристки Марины Лошак при поддержке коллекционера Константина Григоришина и при участии других собирателей: Александра Парниса, Андрея Еремина, Сергея Григорьянца, Виталия Крикуненко, Виктора Сухомлинова, Гари Татинцяна и базирующегося в Лихтенштейне Sepherot Foundation – в музее Ольги Свибловой можно зал за залом смотреть, как Ермилов от традиции шагал к новаторству и как шаг за шагом их совмещал. К этому показу была издана и монография об украинском конструктивисте.
Музыкальный и эстетический вектор выставки задан гитарами. Они тут в изобилии – и картины, и рельефы. Кубофутуризм по-ермиловски не удовлетворился изображением разбитых на холсте граней, он состыковал контуры рельефов, наезжающие друг на друга, как тектонические плиты. Это не изгибы желтых гитар – изломы, расслышавшие ритм нового времени. Конструктивизм по-ермиловски – это проекты агиттрибун, схожие с конструкциями Лисицкого, и «Три русские революции: 1825, 1905 и 1917» – супрематическая скульптура 1924-25 годов, с постаментом, на котором устремились ввысь, к идеалам своих эпох, цветные геометрические плоскости.
Зал МАММ расчленен выгородками, будто коммунальный лабиринт, для ермиловской жизни, для разных его занятий и увлечений. Куратор сделал сильный ход, сразу огорошив зрителя почти исключающим разные проявления самого же себя многообразием. Тут и помянутый фирменный кубофутуризм, и «Дама с веером» (1919), эхо украшающей Пушкинский музей «Королевы Изабо» Пикассо, и ироничный, почти поп-артовский, еще до всякого поп-арта выскочивший диптих-коллаж «На пляже». В живописные круги, квадраты и треугольники, присыпанные песком, вклинивается фото из жизни отдыхающих пляжных див. Одна и та же карточка на «Утро» и на «Вечер», одни позы утром и вечером, только место на холсте изменилось – как и положение солнца. Эти шаловливые коллажи сделаны в 1935-м! Неподалеку – рисунок с обнаженной 1913 года, истощенной до уродства, а Ермилов изображает ее страшную, почти утрированную, на грани гротеска анатомию отстраненно и реалистично почти до судороги… Это дальше уже разлетаются, раскладываются как по полкам разные его темы: книжное оформление, листы с изобретенным им шрифтом, коллажи, макеты. А начало – такое.
Путь Ермилова на художественный олимп нельзя назвать взлетом, хотя он остался одной из главных фигур украинского авангарда. Сын портного, Ермилов окончил церковно-приходскую школу, затем Художественно-ремесленную мастерскую декоративной живописи при Обществе грамотности. Только потом он стал учеником Харьковской художественной школы и – вместе с Маяковским и Бурлюком – Московского училища живописи, ваяния и зодчества, нынешней Суриковки. Потом случилась Первая мировая, на которой Ермилов был контужен. На биографическую основу накладывается рисунок его творчества, и тут снова много непростых изгибов и поворотов. Ермилов был среди тех, кто открыл харьковский Художественно-промышленный институт и потом там преподавал. Но он тоже попал в жернова машины, во время кампании против формализма и космополитизма его сначала «попросили» из профессуры, а в 1948-м исключили из Союза художников и восстановили только на исходе «оттепели», в 1960 году, после чего он вернулся к преподаванию.
Соратник Лисицкого и Родченко, друг Хлебникова и Маяковского, Ермилов не прост был своим в авангардной среде строителей новой жизни, он входил в харьковские группы «Будяк» и «Выкусь», а еще выпускал журнал «Авангард». Он носил широченный берет и шейный бант, проектировал бытие на всех уровнях, начиная с папиросных коробок и заканчивая агиттрибунами и оформлением общественных пространств… Вождь мирового пролетариата провозгласил принадлежность искусства народу, конструктивист Татлин выдвинул лозунг «Искусство – в жизнь!», а Ермилов довел гуманистический запал конструктивизма до апогея, разработав проект «варстат-кровати». Созданный им журнал «Авангард» остроумно комментировал задумку: «В спальне в наше время не живут, как король Людовик Надцатый, а только спят… Ермилов разрабатывает дешевый, удобный и красивый варстат-кровать для исполнения животворных функций человеческого организма. В этой работе помогает нашему художнику своими советами его жена». Цензура, однако, разработку восприняла скептически: тираж журнала был уничтожен, и до сих пор не известно, сошли ли эротические ермиловские конструкции с бумаги в жизнь. На нынешней выставке, правда, этих любопытных чертежей нет.
Две «генеральные линии» в творчестве Ермилова – увлечение формой, конструкцией и укорененный в народных традициях декоративизм (художник не забыл первые свои уроки прикладника-оформителя) с разноцветьем наивных до аляповатости растительных мотивов. В этом парадоксальном сочетании выкристаллизовалась индивидуальность художника. Вот уже упомянутый супрематически-лаконичный монумент трех революций. Вот макет из шестидесятых, памятник ленинской эпохе, где автор попытался втиснуть серп и молот в помнящую конструктивизм геометрию. Вот фотоколлажи к книге Теодора Пливье «Кули кайзера». А вот Ермилов увлеченно зарисовывает цветы, кое-где – по рисункам это видно – пробуя вписать их в геометрическую структуру и тем самым подчеркнуть декоративность. Вдруг среди множества обложек появляется одна для так и оставшейся ненапечатанной книги-посвящения Хлебникову «Венок поэту». И что же? Фотопортрет Председателя земного шара заключен в раму, похожую на жостовский поднос, а разразившееся по сторонам цветастое узорочье это ощущение усугубляет. Ермилов сочетал такие вещи вполне искренне, и его простодушие трогает. Более того, броские, яркие, как детские рисунки, цветы появляются и на эскизе росписи агитпоезда «Красная Украина». Те же мотивы художник приберег для оформления харьковского Дворца пионеров и октябрят, так же Ермилов оформил сборничек молодой поэтессы Екатерины Неймаер и в том же духе смастерил для нее поздравительный пасхальный коллаж.
Ермилова называют «украинским Пикассо» и «харьковским Иовом». Можно спорить, можно соглашаться. В любом случае ему не откажешь в индивидуальности и самобытности, и нынешняя выставка и каталог-монография – заслуженный оммаж художнику, возвращение его в историю искусства, выход из тени в свет. Только выставка эта получилась немногословной: предваряющей показ экспликации явно недостаточно, чтобы описать кипучую деятельность украинского авангардиста и акцентировать его связи и параллели с современниками. Авангард жаждал перестроить мир и был в этом стремлении весьма словоохотлив… Вспоминается оскароносный формановский фильм «Amadeus», где император Иосиф II бросил Моцарту упрек: мол, слишком много нот. Так вот, здесь слишком мало слов.
Выставка «Василий Ермилов. 1894–1968» продлится в Мультимедиа Арт Музее (Москва, ул. Остоженка, д. 16) до 22 июля