Церемония вручения Премии Кандинского в «Ударнике» прошла под знаком критики капитализма

Церемония вручения премии Кандинского в этом году впервые прошла в огромном зале «Ударника» под историческим иофановским куполом. Уже одно это выделяет ее из череды других, и авторы концепции церемонии Кирилл Преображенский,  Игорь Гурович и Алексей Агранович явно чувствовали большую ответственность. Нужно сказать, что они не подвели – церемонию вручения Премии Кандинского 2012 года хвалят даже скептически настроенные критики.

Композиционно действо разделилось на две части  по числу номинаций: «Молодой художник» и «Проект года». В первой части выступал с традиционным вступительным словом живущий в США бывший соц-артист Александр Меламид. После этого прошла видеопрезентация тройки финалистов в номинации «Молодой художник»: Дмитрия Венкова, выигравшего приз со своими «Безумными подражателями», Марии Сафроновой и группировки ЗИП (Степан Субботин, Василий Субботин, Евгений Римкевич и Константин Чекмарев). Во второй половине церемонии были презентованы основные номинанты: Аладдин Гарунов, группа АЕС+Ф и Гриша Брускин. Приз победителям вручала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Главной сенсацией стало «соломоново решение» международного жюри. Премия досталась сразу двум претендентам: группе АЕС+Ф за работу «Священная аллегория» и Грише Брускину за проект «Время Ч».

Выступление группы «Мумий Тролль» © Евгений Гурко

Выступление группы «Мумий Тролль» © Евгений Гурко

Церемонию открыла группа «Мумий Тролль» бодрой песней «Страху нет» с припевом «Тебя вставляет, ты вставляешься». Это сразу настроило зрителей на боевой лад, и лекция Александра Меламида, проникнутая иронией и скепсисом по отношению к системе современного искусства, была воспринята публикой с нехарактерным для Москвы энтузиазмом. Меламид несколько раз повторил, что раскаивается в убеждениях своей молодости, что современное искусство – чепуха, подобная эзотерическим верованиям, некогда распространенным в распадающейся Римской империи, что эксперты, сидящие в отдельной ото всех комнате и кого-то выбирающие, занимаются нелепостью, и что премия – лишь способ забыть о тщете художественной суеты. В своей речи Меламид ссылался на Михаила Лифшица, советского марксистского искусствоведа и литературоведа, отстаивавшего, как ему казалось, принципы подлинного реализма в противовес модернизму, заблудившемуся в тупиках капитализма. Призрак Лифшица носился под куполом «Ударника» на протяжении всего действа. Название его знакового труда 1968 года – «Кризис безобразия» – стало подзаголовком и основной темой церемонии. В ее начале и конце на экран «Ударника» проецировались отрывки из книги, и не только Меламид, но и другие выступавшие ссылались на советского искусствоведа.

В презентациях молодых художников ироническая и горькая рефлексия об искусстве получила продолжение. В видео Дмитрия Венкова под чтение цитаты из «Кризиса безобразия» демонстрировалась стройка «элитного» жилого комплекса, проходящая под окнами у художника. Братья Субботины рассказали анекдот, высмеивающий старшее поколение художников – Олега Кулика, Авдея Тер-Оганьяна и Анатолия Осмоловского, и спели грустную песенку о дельфине, попавшем в ловушку. Мария Сафронова поведала о том, что противопоставление прекрасного и безобразного в современном обществе теряет актуальность. Получая премию, Дмитрий Венков, словно вторя Меламиду, сказал, что дивится экспертам, которые выбрали произведение, подрывающее саму идею всякой экспертизы.

Александр Меламид вручает премию победителю в номинации «Молодой художник. Проект года » Дмитрию Венкову  © Евгений Гурко

Александр Меламид вручает премию победителю в номинации «Молодой художник. Проект года » Дмитрию Венкову © Евгений Гурко

Интермедией между первой и второй частями стал хореографический этюд, посвященный истории «Ударника»: пара, одетая по моде начала 1930-х годов и напоминающая персонажей Дейнеки, исполнила танец, во время которого голос актера Александра Филиппенко рассказывал о проекте Бориса Иофана и об истории раздвижного свода кинотеатра. На потолок было спроецировано видео, создававшее иллюзию, будто свод и впрямь раздвинулся и стало видно звездное небо с пролетающим по нему советским самолетом. Потом при закрытии свода раздался гул, словно опустили железный занавес (sic!), на проекции замелькали искры, и голос в динамиках поведал, что купол раскрылся лишь однажды, так как после первого раза в механизме что-то заклинило. Эта интермедия обозначила еще одну тему, несколько раз всплывавшую в течение церемонии: отношение к советскому проекту и его итогам. Эта проблема обозначилась с упоминанием Лифшица и продолжилась в снятом на фоне памятника Карлу Марксу на Площади революции видеомонолога Гарунова и в рассуждениях Брускина о соцреализме.

Вторая часть церемонии в противовес иронически-скептической первой была отмечена стремлением восстановить пошатнувшуюся веру в ценности и институции современного искусства. Автор проекта «Тотальная молитва» Аладдин Гарунов предположил, что искусство, чтобы быть великим, должно не заниматься сегодняшним днем, а обратиться к вечному. Ольга Свиблова, вручавшая премию выставлявшимся в ее музее авторам, высказала мнение, что капитализм нельзя судить, сравнивая с социализмом, ибо он, в отличие от последнего, живее всех живых, и что современное экспертное сообщество, что бы там про него не говорили, лучше того, которое было во времена Лифшица, когда мог угрожать лагерь или даже расстрел. Гриша Брускин заявил о равнозначности Пабло Пикассо и Александра Лактионова с точки зрения современности и похвалил АЕСов, а Лев Евзович еще дальше углубился в историю: поведал о древнегреческом художнике Паррасии Порнографе и назвал соломоновым решение жюри наградить двух кандидатов.

Победители в номинации «Проект год»: группа АЕС+Ф и Гриша Брускин © Евгений Гурко

Победители в номинации «Проект год»: группа АЕС+Ф и Гриша Брускин © Евгений Гурко

После вручения основной премии зрителям был предложен главный хит – выступление Петра Мамонова, встреченное не только аплодисментами, но даже восторженными криками особенно эмоциональных представителей арт-общественности. С видом юродивого простака Мамонов поднялся на сцену и сказал, что из произнесенных в большом количестве умных слов он мало что понял, но зато споет собравшимся песенку. За первой песней последовала еще одна и еще: о потерянности человека в современном мире, о лихорадочном потреблении, о вечной неудовлетворенности… Судя по этим песням, Мамонов слукавил и понял из слов и работ художников достаточно много.

Лиля Бухарина

 

Материалы по теме:
Церемония вручения Премии Кандинского: как это было, 13.12.12
Премия Кандинского досталась двум художникам, 12.12.12