ЮЛИЯ ВИНОГРАДОВА о взлетах и падениях нынешней «Арт-Москвы»

В Центральном доме художника проходит 16-я Международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва». В этом году на ярмарке есть свои достоинства и недостатки, что неудивительно, ведь «Арт-Москва»  оказалась в довольно непростой ситуации.

О том, что «Арт-Москве» требуются изменения, говорят уже давно. Вот только что это за изменения и как их добиться, каждый участник арт-сообщества понимает по-своему. Обсуждают, конечно, в основном кулуарно, но в этот раз решили вынести дискуссию в публичное пространство. Каждый день для этого собираются авторитетные спикеры. Правда, на деле программа оказалась несколько меньше заявленной, например, на первую дискуссию не приехал долгожданный Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы. А ведь это чуть ли не первый важный чиновник от культуры, который был готов удостоить своим вниманием единственную ярмарку современного искусства в Москве.

© Юлия Рыженко

© Юлия Рыженко

Почему когда говорят о художественном и коммерческом мероприятии, то искусство как таковое вытесняется на второй план? Причин много. И то, что «Арт-Москву» неожиданно покинула ее арт-директор Кристина Штейнбрехер (она перешла  работать в венскую Vienna Fair). И повергнувшее многих в шок закрытие галерей Марата Гельмана и Айдан Салаховой на «Винзаводе», и естественное отсутствие старожилов и одних из ключевых игроков  среди участников «Арт-Москвы». И галерея XL, которая тоже решила пропустить «Арт-Москву», так что Елена Селена по собственному желанию вышла из экспертного совета, объясняя это тем, что в нынешнем году галерея вообще воздержалась от участия в каких бы то ни было ярмарках. И, конечно, неудачное, хотя и не злонамеренное совпадение дат проведения с той же Vienna Fair. Чисто административная нестыковка сделала ярмарки непосредственными конкурентами.

Часть галерей (например, финская Forsblom Gallery), прессы и, разумеется, коллекционеров предпочли Москве Вену. Омрачили ярмарку и очередные проблемы с доставкой работ: на момент написания этой статьи с пустыми стендами остались две кубинские галереи, которые на ярмарке очень ждали. Их предыдущее участие вызвало заметный интерес, и большая часть вещей была раскуплена коллекционерами. Ярмарка тут, кстати, ни при чем – галеристы отказались от пусть недешевого, но надежного перевозчика, рекомендованного «Арт-Москвой». Теперь им (и ярмарке, которая тоже от этого не выиграла) можно только сочувствовать. Добавим, что сам российский арт-рынок (если он вообще существуют, о чем продолжают спорить) находится не в самой лучшей фазе. Золотым годом называют 2007-й: по статистике той же «Арт-Москвы», продажи тогда равнялись $ 9,3 млн. Для сравнения в 2011-м, не самом провальном, на $ 4,6 млн меньше.

Вопрос о том, что же делать, встал самым остром образом, породив с легкой руки инициативной Екатерины Ираги, галериста и члена экспертного совета, программу дискуссий. Вопросы, впрочем, не новы, и, очевидно, что ярмарка – лишь одно из звеньев большой цепи. А главная ее беда – отсутствие интереса и доверия к современному искусству у платежеспособной части населения. Отсюда разговоры про воспитание новых коллекционеров, про то, что для собрания предметов искусства не нужны большие деньги (этому посвящена целая дискуссионная сессия на ярмарке).

© Юлия Рыженко

© Юлия Рыженко

Для компании «Экспопарк», организующей ярмарку, мероприятие по-прежнему  убыточное (4,5 млн рублей расходов). Сергею Капкову радовались не зря, ведь ярмарка не имеет никакой государственной поддержки. Речь тут ни о деньгах, конечно, а о статусе, придании веса. Одно дело – арт-междусобойчик, другое – мероприятие, на которое находит время приехать, скажем, мэр города или министр культуры. Разница ощутима. От чиновников ждут, впрочем, не только этого. Ждут налоговых льгот для филантропов и людей, покупающих искусство, ждут решения проблем с таможней, ждут еще множество разумных законодательных решений, без которых не только ярмарка, но весь арт-рынок продолжает находиться в зачаточном состоянии. Таким образом, предметов для обсуждения множество.

И, тем не менее, в этом году свои работы выставили 35 галерей. Похвально и то, как решили пространство центрального зала ЦДХ. Стенды выросли, стало больше воздуха, больше ракурсов, архитектурно ярмарка, безусловно, выиграла. Вот только подобные пространства требуют инсталляций и больших объектов, а работать с этим трудно и коммерчески далеко не всегда выгодно. Так что в глаза сразу бросаются веселые объекты из черного стекловолокна AES+F на стенде «Триумфа» ($40 тыс.) и большая смелая инсталляция Александра Константинова у галереи «Культпроект». Она напоминает о том, что искусство может существовать не только в домашней коллекции, но и в публичном пространстве.

© Юлия Рыженко

© Юлия Рыженко

Но это единственные примеры объемов –  остальное умещается на стене, а то и вовсе в папке с графикой.  Правда, стены нередко надо иметь большие. У Frolov Gallery висят, например, несколько больших форматных работ любимого галереей Ральфа Касперса, а также полиптих Рауфа Мамедова «Пьета», сделанной  с участием людей, страдающих синдромом Дауна. За жутковатую, но очень сильную вещь хотят получить немалые для «Арт-Москвы» деньги – €150 тыс.

Самые же дорогие работы на ярмарке – на стенде португальской Cordeiros Gallery, участвующей впервые и, по признанию директора, «прощупывающей русский рынок». Для этого португальцы, уверенные, что русские любят бренды, привезли две фотографии Андреаса Гурски (€180 и 120 тыс.) и работу Энди Уорхола за сумасшедшие для «Арт-Москвы» деньги – €350 тыс.

Из западных гостей «Арт-Москва» еще активно рекламировала иранские галереи. Ну что сказать, экзотика! Там тебе и танки на огромном полиптихе, и парящая в золоте каллиграфия. Эта работа дорогого и востребованного на Западе Мохамамда Эхсаи на стенде тегеранской Ariana Art Gallery стоит $92 тыс.

Кроме живописи, графики и фото есть и новые технологии. Мюнхенская Art & Space Gallery не в первый раз выставляет работы Константина Худякова – в этот раз похожие на голограммы, но на самом деле сделанные по уникальной цифровой технологии объекты (€9 и 14 тыс.).

Одним словом, есть, на что посмотреть, и есть, о чем поговорить, ведь кроме галеристов на «Арт-Москву» приезжают и сами авторы. Например, приехал занятный итальянец Марчелло Йори. Его очень декоративные и стильные работы выставляет Iragui Gallery, а смешную акварельную серию, где художник изобразил себя то пожимающим руку Кандинскому, то успокаивающим безухого Ван Гога, то позирующим с открытым ртом Мунку, показывает Goethe Gallery.

О том, что вещи продаются, говорят красные точки на многих стендах и отсутствие некоторых работ уже в первый день. Так что диагноз поставлен: пациент скорее жив, чем мертв, но терапия ему необходима комплексная.

Юлия Виноградова