В Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», организованный фондом «Про Арте». Соотношение традиционного и современного в этом году приобрело завершенность, решил ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО

Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» проходит в этом году в одиннадцатый раз. С самого начала главный его сюжет создавался сочетанием малых городских музеев, которых в Петербурге великое множество,  – от мемориальных музеев-квартир до отраслевых музеев на производстве – с современными художниками, пытавшимися обустроить свои произведения в традиционном и даже консервативном музейном контексте.

За эти годы акценты ставились по-разному, пропорция традиционного и современного в восприятии менялась. И к нынешнему году после десяти фестивалей это соотношение приобрело завершенность. Список музеев-участников и жизнь в них уже практически не меняется, а посещение их во время фестиваля превратилось в ежегодную традицию. Можно вспоминать и сравнивать: в разные годы в тех же интерьерах появлялись разные художники. Вообще, фестиваль вряд ли нуждается в сквозном сюжете. Появляется новая публика. В этом году по общему впечатлению зрителей было не очень много, зато выступившая на церемонии открытия финская цирковая труппа Race Horse Company смогла увлечь своими трюками детей. Как бывало и в прошлые годы, на этот раз самые интересные проекты фестиваля поместились в музеях, в экспозиции которых материальная культура соперничает с современным искусством и старается его побороть.

Владимир Селезнев. Метрополис © Фонд «Про Арте»

Владимир Селезнев. Метрополис © Фонд «Про Арте»

Владимир Селезнев продолжает использовать технические приемы и принцип своих предыдущих работ на первой и второй Уральской индустриальной биеннале. Его новая инсталляция «Метрополис», названная по знаменитому фильму Фрица Ланга, обогатилась на фестивале дополнительными смыслами. Собранная из мусора карта Петербурга фосфоресцирует в темноте зеленым болотным светом в самой сердцевине построенного на болоте города и расположена ниже уровня земли: в каземате Петропавловской крепости.

В Музее политической истории России молодые художники Диана Вишневская и Игорь Цветков придумали игру из черно-белых кубиков с портретами политиков на гранях. Кубики сделаны из толстой фанеры и переворачивать их едва ли не тяжелее, чем менять власть. Как заметил один из зрителей, «что ни делаешь, все Путин получается».

Science art канадской художницы Тагни Дафф попал в атмосферу квартиры академика Павлова. В видео, которое проецируется на потолок и смотреть его нужно, лежа на полу на подушках, показаны различные действия в чашке Петри. Сразу вспоминаются строчки:

Нежно смотрит на микроба
лаборантка С. Петрова.
Так же нежно в микроскоп
На нее глядит микроб
.

Работа Хейди Хаканиеми © Фонд «Про Арте»

Работа Хейди Хаканиеми © Фонд «Про Арте»

Конечно, этой работе лучше подошли бы стерильные условия, единственная проекция в маленькой комнате давит угрожающе, и прямо в зрителя нацелена пипетка.

Финская художница Хейди Хаканиеми постаралась приручить пространство Музея Петербургского метрополитена, плотно наполненное различными артефактами, к своим тихим и аккуратным работам. На стене одним блоком развешаны вышитые вручную схемы метро со всего мира. В этих работах – одновременно и воображаемое путешествие, и выполненная в гендерно-маркированной технике минималистическая геометрическая абстракция.

Адад Ханна снимает отражение музейных интерьеров в зеркалах, которые держат в руках музейные сотрудники, и в музее-квартире Исаака Бродского очередная часть его продолжающегося проекта. Музей-квартиру Бродского отличает строгость нравов и консерватизм. На одном из предыдущих фестивалей Валерий Айзенберг и Константин Аджер делали альтернативный аудио-гид по экспозиции музея, и можно вспомнить, с каким неудовольствием здесь восприняли их работу. Но на этот раз канадский художник создал при участии музейщиков лирический проект. В отличие от модернистских пространств больших музейных залов комнаты, в которых жил классик советской живописи, тесно заполнены и картинами, и предметами быта. В отражении в зеркалах эта теснота заметна в удвоенном масштабе, появляется свойственная видео цифровая плоскостность и яркость красок. Благодаря игре с зеркалами художник смог добиться от впервые увиденных им людей небанального образа, отличающегося от ставших общим местом портретов музейных смотрителей.

Работа Адад Ханны © Фонд «Про Арте»

Работа Адад Ханны © Фонд «Про Арте»

«Вопросы пейзажа» Ростана Тавасиева в другом музее-квартире – мастерской Куинджи – смотрятся не как проект, а как большая персональная выставка художника. При этом в экспозиции не так много вещей: главный объект и карандашные эскизы к нему дополнены текстом художника на 11 страницах, в котором он задается «вопросами к пейзажу». Березка-натурщица, посаженная на кушетку (точную копию той, что использовал Куинджи и что находится в мастерской), сделана мягкой и плюшевой.   Казалось бы, выбор материала  указывает на ставшего уже привычным зрителю художника Тавасиева с его легкими и «игрушечными» работами. Однако все не так просто: раньше Тавасиев использовал для инсталляций и живописи готовые китайские игрушки, теперь же из мягкого материала создается скульптура, начиная со стадии пластилиновой модели до обтянутого плюшем деревянного каркаса, и вся работа сопровождается эскизами во вполне академической стилистике. Взяв одну из березок с картин Куинджи, Тавасиев спрашивает, «интересно ли человеку играть с деревом?», и своей работой предлагает разные ответы. Занятно, что в контексте музея крона березки холодного химически-зеленого цвета зарифмовалась с колоритом главной и самой известной картины Куинджи. Один из завершающих буклет вопросов художника – «Не напрасно ли я потратил деньги, мне на проект выданные? Может быть, лучше на них было посадить сто настоящих берез?» – как бы выражает метание современного художника между эстетикой и следованием актуальным стратегиям.

За прошедшие годы понятие «современное искусство» и сам его смысл трансформировался. Городская почва равномерно пропитывается современным искусством.  В те же дни, когда открылся фестиваль фонда «Про Арте», в первый раз проходил международный Public Art фестиваль «Арт Проспект» во дворах Литейного проспекта. Со всеми новыми явлениями связаны понятные ожидания, а «Современное искусство в традиционном музее» давно стало привычной частью культурного досуга.

Павел Герасименко