Сообщение о том, что в залах Третьяковской галереи на Крымском валу одновременно открываются выставки Александра Родченко и Владимира Татлина, вызывало некоторое удивление и даже умиление. Слишком уж непосильную задачу взвалил на себя главный национальный музей страны. Сразу две персональные выставки титанов русского авангарда потребовали бы усилий воистину титанических. Однако вскоре обнаружилось, что никакого такого случая проявить трудовой и научный героизм музейщики и не предполагали. Но есть надежда, что все сложнее, и нам предъявлены не просто попытки проставить галочки в выставочном плане.

Начнем с того, что выставка Александра Родченко – вовсе и не выставка, а презентация подарка от Кунстхалле Баден-Бадена, который и заказал реконструкцию «Рабочего клуба» Александра Родченко для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм». Событие в том, что в Третьяковке этот шедевр гораздо более уместен и полезен. Можно будет хоть что-то показать гостям столицы, которые сильно недоумевают, отчего же так мало русского авангарда в экспозиции музея, располагающегося как раз в столице этого авангарда. А местные любители искусства смогут полюбоваться идеальной идеологической машиной, показ которой на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1924 году столь много содействовал увеличению числа европейцев, сочувствующих идее построения коммунизма в мировом масштабе. И, что самое интересное, этот идеалистический проект по созданию идеального человека светлого будущего оказался основой и базисом современного дизайна, главнейшая цель которого – симуляция бесконечного потребления.

Однако с формально точки зрения здесь возникает некий парадокс. Государственная Третьяковская галерея – это преимущественно музей живописи, разбавленной скульптурой и графикой. И что самое важное – произведениями оригинальными. И поэтому ремейки и реконструкции, размещенные среди подлинников, могли бы показаться не совсем уместными. Если бы не одно обстоятельство – в какой-то момент наши великие живописцы объявили о смерти живописи и картины писать перестали. Перешли к прямому жизнетворчеству, стали создавать прекрасные стулья, рабочие робы и макеты журнальных обложек. Такое жесткое решение почти невозможно выявить в экспозиции, где главенствует уникальная живопись. Для того, чтобы хоть как-то разрешить этот основополагающий конфликт, в экспозицию и была введена реконструкция выставки ОБМОХУ 1921 года, выполненная под руководством Вячеслава Колейчука.

Но с Владимиром Татлиным особая история. Если Александр Родченко двигался по траекториям вполне выверенным и логически обоснованным, то талант Татлина сродни леонардовскому. И поэтому к нему не применимы банальности вроде «поисков художником своего стиля». Добившись решения поставленной задачи, он быстро прекращал работу в этом направлении и открывал другое, почти никак с предыдущим не соприкасающееся. Достиг пружинистой гармонии в «Натурщице» (1913) – и вскоре начал собирать из всяких негодящих предметов материальные подборы. Пройдя этот этап, взялся решать пространственные проблемы в контррельефах. Потом наступило время для глобальных замыслов – Башни III Интернационала. Но обнаружилось, что Башню, ввинчиваюся в космическое пространство, приют обновленного коммунизмом человечества, никто строить даже и не собирается. Тогда Татлин начал творить реальное – стулья, одежду.

Только вот оригиналы всех этих произведений, столь важных для понимания происходивших революций, утрачены. И вовсе не только по причине соцреалистических гонений на авангард, но чаще всего из-за беспечности великого мастера, который величественно не проявлял ровным счетом никакой заботы о судьбе своих творений. И теперь приходится восстанавливать по смутным фотографиям и рисункам эти ключевые точки развития не только собственно русского искусства, но и мирового модернизма. И, к счастью, нашлись энтузиасты, которые потратили массу усилий на материализацию именно этих утраченных этапов. Этих прекрасных людей собрал Дмитрий Димаков, преподаватель Пензенского художественного училища. К этим достойнейшим реконструкторам можно предъявить только одну претензию: твердая рука современного дизайнера просто не в состоянии добиться той грубой и неотесанной брутальности, которая так и прет из немногих сохранившихся оригиналов.

И все же трудно было бы упрекать музейщиков в том, что они натащили в музейные стены весь этот новодел. Без них теперь не обойтись – такова неумолимая логика истории искусства ХХ века. И тут появляются подозрения о том, что у музейных кураторов был некий конспиративный план, когда они экспонировали эти скромные выставки Татлина и Родченко непосредственно в залах постоянной экспозиции. Кажется, они хотели увидеть, как все это будет смотреться. И для того, чтобы не возникало излишних вопросов, перевесили несколько татлинских шедевров из залов «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». И прибавили ко всему ряд чудесных работ из фонда Татлина в РГАЛИ, частных собраний и театрального музея им. А.А.Бахрушина.

Событие, конечно, рядовое. Но и тут не обошлось без маленьких открытий. К примеру, я лично никогда не обращал особого внимания на два портрета подростков, датированные 1908–1909 гг . Если бы они не происходили из РГАЛИ, никогда бы не поверил, что эти картины, написанные в нервной и мрачной манере, вышли из-под руки того же самого художника, что написал божественную «Натурщицу», разгульных оптимистичных матросов и серьезных и положительных рыбаков. А у этих юных созданий глаза светятся таким замогильным светом, как будто они явились прямо из какого-то мистического триллера. И это – какой-то еще один, новый Татлин.

Кстати, при ближайшем рассмотрении оказалось, что у автора настоящей статьи в гардеробе имеется удобная и теплая куртка с отстегивающейся подстежкой – такая, как будто ее точно спроектировал Татлин. А один из своих непредставимо роскошных белых костюмов точно срисовал у Татлина сертифицированный и несгибаемый модник Андрей Бартенев.

Андрей Ковалев


Выставка «”Бесконечная Татлин чаша великого”. Посвящение Владимиру Татлину» открыта в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу до 26 февраля 2012 года
Реконструкцию интерьера «Рабочего клуба», созданого Александром Родченко, можно увидеть в залах постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу