Елена Федотова, Москва— Рим

С 27 по 30 мая в Риме прошла ярмарка «Дорога к современному искусству». Уже по названию ясно, что римская ярмарка находится только в начале пути. Судя по тому, что большинство из представленных 67 галерей — итальянские, можно заключить, что далеко не все дороги арт-рынка ведут в Рим.

Среди прочих итальянских городов Рим долго числился в отстающих по части торговли современным искусством. Самая известная итальянская ярмарка Artissima проводится в Турине, быстро развиваются ярмарки в Милане и Болонье. Рим же с его музейно-антикварным снобизмом не особенно стремился развивать эту область, удовлетворяясь доходами со знаменитых развалин. Только несколько лет назад городские власти озаботились развитием сектора современного искусства. Своя ярмарка как часть художественного фестиваля появилась в Риме три года назад при поддержке муниципалитета. Для освоения арт-рыночной целины римляне переманили директора Artissima Роберто Казираги, который с третьего раза добился весьма достойного результата. Поначалу размер ярмарка имела скромный, как, впрочем, и ассортимент, и вследствие своей непритязательности терялась на фоне фестивальных выставок. В нынешнем году ярмарку приютил у себя новый музей MACRO future. Во время ее работы открылись два музея современного искусства — MAXXI и обновленный MACRO, сделанные по лучшим европейским образцам. Кажется, Рим очнулся от сна и стал наверстывать упущенное с поистине имперским размахом.

По последней моде для ярмарки нашли промышленное помещение вдали от центра, практически в римских Текстильщиках. Район Тестаччио — не самая далекая окраина, но от фонтана Треви пешком до нее не дойдешь. Ярмарку устроили в помещении бывшей скотобойни. О ней напоминают огромные граффити на торце здания, переиначенная «Герника» Пикассо, изображающая мучения бедных животных. От скотобойни остались и загоны, в которых организаторы остроумно устроили вернисажный фуршет, а также ванны и крюки для туш; огражденные как инсталляции, они, пожалуй, и стали самыми впечатляющими художественными объектами.

Поскольку итальянских галерей на ярмарке подавляющее большинство, можно ответственно судить, что же, собственно, является ходовым товаром в Италии. Здесь по-прежнему широко используется старинный рецепт изготовления итальянского современного искусства — старые песни на новый лад. Видно, что итальянцам невыносимо трудно избавиться от груза великого прошлого, но они не отказывают себе в удовольствии над ним поиронизировать. Лучшим образцом этого благодарного жанра можно признать работу Фабио Вьяле — мраморные фрагменты тела какого-то неизвестного Геракла, украшенные татуировками. На мраморной руке изображены черепа и кресты, окруженные надписями на русском языке: «Все лучшее для собак ФСБ», «Серп и молот — смерть и голод». А наиболее сильное впечатление произвел мраморный торс современного Аполлона с монументальной композицией «С нами бог» (€42 тыс.) того же автора. К зэковской эстетике художник приобщился во время путешествия в культурную столицу России — Санкт-Петербург. Мотивы классического искусства эксплуатировались и во множестве других работ. Маурицио Савини слепил капитолийскую волчицу из вишневой жвачки, Дэниэль Сильвер представил мраморного льва, трогательно подложившего под шевелюру лапу, Паскаль Мартин Тайу — пару бронзовых античных влюбленных, а Даниэль Кнорр не пожалел и Фемиду, обрядив символ справедливости в маску террориста с прорезями для глаз. Общему духу вполне соответствовала железяка Дмитрия Гутова «Похищение Ганимеда» (€60 тыс.). Помимо работы Гутова, из наших на ярмарке висела фотография АЕС+Ф из серии «Последнее восстание» (€35 тыс.).

В разряде классиков наибольшую ценность представляли «Беспокойные музы» Джорджо де Кирико (€1,1 млн), выставленные галереей Mazzoleni Galleria d’Arte. Очень похожий сюжет висел в это время в палаццо Эспозиционе, где параллельно с ярмаркой проходила ретроспектива де Кирико, открывшегося с новой стороны удивительным свойством создавать близкие вариации одного сюжета и подписывать поздние работы ранними датами. Еще в Mazzoleni Galleria d’Arte продавались работы мастеров абстракции — прорезанные холсты Лучио Фонтана (€220–620 тыс.) и поп-артистская «Вега-Космос» Виктора Вазарелли (€85 тыс.). На стенде галереи Continua обнаружилась «малая пластика» от Ильи и Эмилии Кабаковых — «Пианист и муза» (€80 тыс.) из серии работ, подписанных именем вымышленного кабаковского героя Шарля Розенталя. А на стенде Sperone Westwater (Нью-Йорк) скромно висела безымянная серия 1965 года из семи работ «холст, масло» от главного концептуалиста Йозефа Кошута (€250 тыс.). Цены на рисунки и документацию перформансов собственного итальянского классика концептуализма Джино де Доминичиса, чьей ретроспективой открылся новый музей MAXXI, варьировались от €70 до 120 тыс. Творчество Доминичиса удивительно напоминает наших концептуалистов: его перформансы иногда можно принять за акции «Коллективных действий», а образы Пиноккио — родные братья буратин Игоря Макаревича.

Итальянцам невыносимо трудно избавиться от груза великого прошлого, но они не отказывают себе в удовольствии над ним поиронизировать

Было заметно, что итальянцы старались провести тщательный отбор галерей, торгующих работами художников с международными именами. На стенде Continua продавали вещи болгарского живого классика Недко Солакова: серия из 12 рисунков (€38 тыс.) и позолоченная загогулина — барочный лавровый лист, которым предлагается увенчать «лидера-мачо» (€40 тыс.). Супермодный итальянец Франческо Веццоли сделал икону из фотографии кинозвезды итальянского неореализма Анны Маньяни (€60 тыс.), мироточащую слезами. Необычно выглядели юмористические скульптуры упоминавшегося уже камерунского художника Паскаля Мартина Тайу, сделавшего для основного проекта прошлой Венецианской биеннале африканскую деревню. Скульптурные изображения улыбчивых чернокожих (€35 тыс.) воссоздают стереотипный образ африканца в глазах европейцев.

Словом, уровень римская ярмарка держит весьма достойный, несмотря на преимущественно локальный характер. Из грандов галерейного бизнеса в ней приняла участие только лондонская Haunch of Venison, представившая видео Билла Виолы «Преображение» (€230 тыс.). Понятно, что третий выпуск ярмарки пока только закладывает камни в римскую дорогу к рынку современного искусства.