Юлия Виноградова о нынешней «Арт-Москве»

В Центральном доме художника в пятнадцатый раз прошла ярмарка современного искусства «Арт-Москва». В этом году она оказалась параллельна по времени и выставке номинантов на Премию Кандинского, также проходящей в ЦДХ, и проектам 4 Московской биеннале современного искусства. Такое соседство логично — последние несколько ярмарка стремилась перерасти статус национальной и выйти на международный уровень, для чего приглашала галеристов и экспертов из других стран. Но это имеет и оборотную сторону — неизбежны сравнения. И если для молодых ярмарок других восточноевропейских стран (например, возникшей недавно Budapest Art Fair) многие огрехи простительны, то многолетний опыт «Арт-Москвы» ставит ее в другое положение.

Начать с того, что ярмарка для ее организаторов является убыточной. Об этом объявил директор компании-организатора «Экспопарк» Василий Бычков. В этом году убытки составили 4,8 млн. руб. По количеству участников «Арт-Москва» практически вернулась к самому началу – 1996 году (выставляются 40 галерей). По уровню продаж – к 2006 (в 2010 году продажи по официальной статистике составили $4,4 млн.). Арендная плата поднялась по сравнению с прошлыми кризисными годами, когда проведение ярмарки вообще могло быть под угрозой.

Первое, на что хочется обратить внимание на ярмарке, это мультимедийное искусство. Оно обильно представлено на Московской биеннале, так что вполне закономерно, что галеристы использовали удачную возможность. Однако медиаработ на ярмарке не так уж много. Так, у Barbarian Art Gallery из Цюриха выставлены несколько видеообъектов швейцарского художника Марка – одна девушка на видео плавает в бассейне между реально приклеенными к боксу клыками акулы, другая просачивается между препятствиями, третью видеокрасавицу царапают реальные шарики-ежики (галерея просит за каждый объект €15 тыс.). Эти видео хорошо соседствуют с объектами Дарьи Суровцевой – белыми хрупкими фарфоровыми существами, загнанными в черные, оплетенные нитями клетки (от €3 тыс.). 

На стенде молодой мюнхенской галереи Art&Space выставлен медиапроект немецкого художника Фридера Вайса (картинка, реагирующая на движение, €15 тыс.) и пара лайт-боксов Виктора Рибаса, изображения на которых были созданы с помощью лазера (€9-11 тыс.). Есть еще отдельные объекты на других стендах. Например, галерея XL выставляет проект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина, где по фасаду Белого дома ползут бегущей дорожкой фразы вроде «Mind the gap» или «Let my people go» (свои варианты можно присылать на специальный номер бесплатным смс-сообщением).

На ярмарке есть и проекты, саркастически относящиеся к современным технологиям и, в частности, к способам коммуникации и передачи информации. Один из них — проект Сергея Кужавского «Мне нравится», где  четырем персонажам – игрушечному мишке, Борису Гребенщикову, товарищу Сухову и Рембрандту — можно поставить фейсбуковские «лайки», наклеив стикеры с их изображением на отдельный холст рядом с портретом (выбору персоналий предшествовал реальный интернет-опрос). Пары холстов  родаются за €10 тыс.

Еще одна всегда привлекательная тема — искусство, аппелирующее к политическим темам, которого, впрочем, в последние годы на ярмарке почти не стало. Сначала казалось, что это российские художники стали далеки от подобных сюжетов. На деле же получается, что причина не только в этом. Так, на стенд галереи «Ателье №2» не попали сатирические работы Игоря Баскакова. По слухам, их запретил к показу экспертный совет ярмарки (не хотелось бы думать, что речь идет о политической цензуре в искусстве). Увидеть работы удалось случайно: Путин и Медведев пляшут вприсядку под размашистой надписью «Модернизадница»; «С милым рай и в “Гараже”» — под старомодным портретом пары Абрамович-Жукова. Красотка с объемным задом и призывом «Даешь Силиконовую долину». Разумеется, галерея все равно эти вещи продаст. И все, кто хотят их увидеть, увидят. Без цензуры.

Главный же политический объект ярмарки, который к показу был допущен и о котором не знает разве что ленивый (его и купили уже в первые дни), — портрет Владимира Путина на стенде киевской галереи Татьяны Мироновой. Это одна из четырех работ американского художника Дэвида Датуны, среди которых, к тому же, многодельные флаги России и США, на последнем вместо звездочек – двуглавые орлы. А также белый флаг с таким же двуглавым орлом, который сотрудники галереи интерпретируют как отсутствие границ между странами, но на деле это больше напоминает капитуляцию империи (работу тоже продали). Центральный экспонат – портрет Путина – собран из крошечных изображений Моны Лизы. Читай: загадка в искусстве — это загадка в политике. Оценены объекты в €80-120 тыс.

Кстати, о Моне Лизе. Еще одним традиционным аспектом, который прослеживается на многих ярмарках в силу своей популярности у художников, является заигрывание с историей искусства. Помимо Путина, знаменитая работа Леонардо присутствует и на стенде туринской галереи Gagliardi Art System. Это работа Фабио Виале, только что нашумевшего своей выставкой в «Гараже»: Мона Лиза, будто бы вырубленная из пенопласта (€25 тыс.). Его же скрученное якобы резиновое колесо — € 14 тыс. Разумеется, и то, и другое – каррарский мрамор.

Другой автор, подмигнувший эпохе Возрождению, — Александр Некрошевич с диптихом «Чужие» на стенде киевской галереи «Коллекция». Его жутковатые монстры из одноименного фильма одеты в камзолы, шитые кружевом, и доспехи — неужто и самом деле ушедшие эпохи настолько далеки от нас? Купить работы можно за $25 тыс. каждую. Есть еще напоминающий произведения Северного Возрождения пейзаж Ильи Исупова на стенде Kyiv Fine Art, а также отсылающие к классической живописи работы Татьяны Подмарковой у галереи Al.

Из зарубежных участников (а приехали в этот раз галереи из Саламанки, Риги, Бухареста, Таллина, Белграда, Гаваны, а также неизменные галерея Ханса Кнолл и финская Forsblom) нельзя не отметить токийскую Whitestone Gallery. У нее на стенде, помимо принтов (от €2 тыс.) и небольших объектов (от €4,5 тыс.) Такаши Мураками, есть несколько хороших японских художников. Так живописная серия работ художницы Нобуку Ватабики рассказывает о человеческих эмоциях и чувствах через образы печальных существ, похожих на гуманоидов (€5-9 тыс.). Изумрудная ширма Казуюки Футагавы, созданная в традиционной японской технике, но, разумеется, дополненная современными реалиями, стоит около €100 тыс. А самой дорогой работой стенда стала абстракция прославленной Яёи Кусамы за €320 тыс.

Для российского покупателя «Арт-Москвы» такая цена может показаться слишком большой. А вот вещи подешевле покупались уже в первые дни ярмарки. Так со стенда галереи «Айдан» исчез принт Константина Латышева «Не нравится мне современное искусства» с корчащимся младенцем (его заменил принт «Это мы, ваши незаметные соседи» с корчащимися взрослыми) и холст Павла Полянского «Время». У Марины Гисич продались несколько лайт боксов Марины Алексеевой и большой холст с кровавым мясом Игоря Пестова. У Марата Гельмана ушел объект «Синих носов» «Ленин», у галереи «Коллекция» – полотно Ильи Чичкана с обезьяной на карнавале. Превзойдет ли общий объем продаж прошлогодние цифры, покажет подведение итогов. Пока же можно сказать, что настроение на «Арт-Москве» оптимистичное. Несмотря на убытки, ярмарка свое существование оправдывает.