Этот текст не похож на текст для блога «Артхроники» – в нем слишком много политики, наверное. Но вы поймете, к чему я все веду, когда дочитаете до конца.

Вчера я ходила на митинг против фальсификации выборов, который состоялся на Чистых прудах. Там собралось около 7 тысяч человек – такого ажиотажа не знала еще ни одна акция движения «Солидарность», а формально именно они были заявителями мероприятия. Когда в семь часов десять минут на бульваре за памятником Грибоедову собралось пять тысяч человек и еще пара тысяч распределилась вдоль ограждений, воздух наэлектризовался настолько, что даже самые робкие и неопытные яростно скандировали: «Россия без Путина!» Мне обычно неловко даже на самых удачных митингах, а уж до того, чтобы кричать «Позор!» в один голос с друзьями, вообще редко доходило. Но это была необычная акция – сюда пришли и те, кто никогда не ходил на митинги, и те, кто не пропускает ни одного протестного выступления, а самое главное – те, кто вообще никогда прежде не задумывался о своем праве голоса.

О том, что митинг будет таким массовым, стало известно буквально накануне – после обнародования результатов выборов. Когда в интернете были опубликованы многочисленные истории нарушений на избирательных участках и вбросов подложных бюллетеней, что-то скрипнуло в голове даже у тех, кто в принципе на выборы не ходил. «Они украли наш голос!» – звучало со сцены на Чистых прудах. Так и есть – украли и заменили другим. Мерзко и нагло. И было решено – как-то стихийно и без особых размышлений – всем идти на митинг. Вместо одной тысячи пришли семь. Вместе с обычными политактивистами пришли люди в нарядной одежде, будто вышедшие из бара «Стрелка», и кричали «Позор!», сметали железные ограждения просто потому, что их было очень много.

Выступающие со сцены организаторы и активисты в этот день могли говорить практически что угодно, если в этой речи были слова «Путин», «выборы» и «уйди сам». Им не нужно было зажигать толпу, люди сами подхватывали каждый лозунг. Алексей Навальный выступил как блестящий оратор – он и угрожал, и вопрошал, и шутил: «Я – сетевой хомячок, и я перегрызу глотку этим скотам!»

А куда более миролюбивый Артемий Троицкий принес с собой на выступление вкладку из последнего номера журнала «Артхроника», на которой изображен Влад Мамышев-Монро в образе Владимира Путина: «Демонстрирую портрет, это Владик Монро, наш замечательных художник, в роли сами знаете кого».

 

Мария Семендяева