ВАЛЕРИЙ ЛЕДЕНЁВ об акции «Кочевой музей современного искусства», прошедшей в Москве в рамках «Ночи музеев»

В субботу, 19 мая, в Москве прошла акция «Кочевой музей современного искусства», организованная Юрием Самодуровым и Андреем Митеневым. Известные и не очень художники (среди участников были также учащиеся экспериментальной школы Евгения Ямбурга), везя на тележках созданные ими работы, прошли от Рождественского до Петровского бульвара и завершили свое шествие во дворе Московского музея современного искусства, присоединившись в празднованию «Ночи музеев», также стартовавшей в тот день в Москве. Акция прошла без эксцессов, несмотря на опасения Юрия Самодурова, высказанные им накануне в интервью журналистам. Многочисленные автозаки возле памятника Шухову простаивали без дела, а присутствие полиции ощущалось разве что в самом начале, когда представитель органов правопорядка вежливо уточнял у кураторов маршрут, а потом просил не ходить по проезжей части и не топтать газоны.

На пресс-конференции акции Юрий Самодуров объяснил, что замышлялся «Кочевой музей» просто как один из проектов в рамках «Ночи музеев», но его проведение практически совпало с «Контрольной прогулкой писателей», прошедшей 13 мая (сюда же можно добавить поэтические чтения у памятника Мандельштаму, готовящуюся прогулку музыкантов, а также непрекращающиеся протестные гуляния в городе), и дополнительные смыслы возникли сами собой. Хотя едва ли хоть один из представленных объектов говорил об исключительной художественности действия.

В назначенный час работы на телегах с невероятным грохотом выкатились в Бобров переулок и, проехав немного по прилегающим улицам, перекочевали на бульвар. Атмосфера всеобщего веселья воцарилась мгновенно и как будто сама собой. Прохожие удивленно останавливались, фотографировались с работами, а передвижное пианино, когда за ним пристроился исполнитель и начал играть, и вовсе приветствовали аплодисментами.

Не обошлось без накладок. Пострадал один рисунок Виктории Ломаско, который сочли богохульным; двое представителей православной общественности в сопровождении религиозных песнопений попытались заставить участников процессии одуматься. Все это, впрочем, настолько терялось в растущей толпе, что рисковало просто остаться незамеченным.

Процессия ширилась. Проезжавшие машины сигналили «Кочевому музею». Одна девочка схватила деревянные грабли, из тех, что наполняли объект «Зачистка» Олега Кошельца, и, подняв их над головой, радостно воскликнула: «Я делаю композицию совершенной!». Грабли, впрочем, пользовались большой популярностью у публики, которая размахивала ими наравне с просвечивающими флагами, символизировавшими прозрачность.

Самыми благодарными зрителями, наверное, оказались мать и ребенок, случайно зашедшие в Бобров переулок еще перед выходом «Музея» и проследовавшие с художниками практически до самого конца. Женщина была в явном восторге от происходящего и, утягивая за собой начавшего кукситься сына, говорила ему, что они непременно должны пройти со всеми до конца, потому что «когда еще такое увидишь». В этом, скорее всего, и был настоящий смысл всей акции. Не столько в активных ныне политических протестах, да и не в качестве работ. «Передвижной музей современного искусства» — мелкое событие городской жизни, абсурдное карнавальное мини-шествие, маленькое дело, адресованное тем, которые в этом городе живут и хотят как-то проводить время в его пространстве — не в форме патриотических гуляний, парадов и официальных праздничных концертов. Это и было той частной инициативой, столь сильно ощущаемой в других крупных городах Европы и почти маргинализованной в Москве.

Валерий Леденёв — шеф-редактор сайта «Артхроники»