Проект Государственного федерального музея современного искусства на базе ГЦСИ

Проект Государственного федерального музея современного искусства на базе ГЦСИ

МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА побывала в прошлую пятницу на публичных слушаниях по поводу проекта Музея современного искусства на базе ГЦСИ

В прошлую пятницу в Министерстве культуры было организовано обсуждение проекта здания  Федерального государственного музея современного искусства на базе ГЦСИ. Несколько месяцев назад о строительстве стоимостью 5 млрд рублей было объявлено как о деле решенном. Я даже взяла интервью у директора ГЦСИ Михаила Миндлина, одновременно соавтора проекта нового здания, для журнала «Власть», где задала ему вопросы о коллекции, интерьерах будущего музея, его сотрудниках и т.п. Ответы Михаила Миндлина было трудно назвать уверенными – у меня тогда даже сложилось впечатление, что он вообще не представляет себе, как будет устроен музей. Его основная мысль: «главное – чтобы здание было, а экспозицию потом придумаем». Я не большой специалист в музейном деле, и поэтому свои сомнения оставила при себе.

Однако вскоре сменился министр культуры, и современное искусство внезапно стало власти интересно, но уже не на уровне скандалов с художниками, а на уровне государственной политики. В принципе эту тенденцию можно приветствовать, но утверждение нового, как это обычно бывает, происходит через уничтожение старого. Новый министр культуры Владимир Мединский собрал рабочую группу по современному искусству при общественном совете Минкульта. Туда вошли в числе прочих директор ЦСК «Гараж» Антон Белов, член попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Александр Мамут, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков, глава Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, архитектор Сергей Чобан, директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева и так далее – сплошь уважаемые люди.

Антон Белов заявил, что, по его мнению, проект музея не проработан, сумма строительства завышена, и конкретной программы по развитию музея у Миндлина и ГЦСИ нет. Его поддержали Сергей Капков, Ольга Свиблова, Александр Мамут, Сергей Кузнецов (главный архитектор города) и еще ряд лиц. Общественность восприняла сигнал однозначно – новая команда копает под стариков.

В пятницу в Минкульте собрались все сторонники и противники проекта, но обсуждение превратилось в помесь балагана с публичной поркой. Сказать, что наблюдать за этим было неприятно – это ничего не сказать. Выступления Сергея Кузнецова, Сергея  Капкова, Ольги Свибловой (в видеообращении), Антона Белова, Александра Мамута были посвящены тому, как непрофессионально и безвкусно сделан проект нового здания ГЦСИ, и отличались друг от друга только степенью сарказма. В конце появился художник Сергей «Африка» Бугаев, который вообще превратил происходящее в макабрическую сцену из фильма. Пересказывать это очень трудно, я сделала это по долгу службы в «Коммерсанте», однако самое интересное здесь – этическая сторона вопроса. Аня Толстова уже написала о том, как ей видится эта ситуация, да и Антон Белов тоже высказался на сайте «Сноб», но я до сих пор не могу принять точку зрения ни одной из сторон.

За время своего существования ГЦСИ проделал невероятно важную и последовательную работу. Он был одним из немногих мест, где проблемы современного искусства обсуждались, где проходили выставки,  поддерживалась современная культура. ГЦСИ с начала 2000-х годов говорил о необходимости создания большого музея современного искусства, однако за те годы, когда они этого добивались (думаю, только немногие могут себе представить, какой ценой), ситуация с современным искусством поменялась кардинально. Если министру Авдееву все это безобразие было совершенно неинтересно, и от него было главное – добиться денег, то теперь после появления «Гаража», после прихода Капкова в Департамент культуры Москвы выстраданная годами позиция «нам ничего от вас не надо, не волнуйтесь, просто дайте денег, мы все построим сами» уже не актуальна.

Проект нового музея на базе ГЦСИ, как я понимаю, сложился в лужковское время – и нам всем понятно, какая тогда была ситуация с застройкой. Теперь после объявленной прозрачности госзакупок, после скандалов с многочисленными сносами домов в исторической части города, после усталости москвичей от строительства в принципе, позиция «главное – чтобы здание было, а экспозицию потом придумаем» не актуальна. Теперь все проекты принято обсуждать всенародно – и это хорошо и нужно. Однако устраивать публичный разнос, да еще и при министре культуры, который написал в твиттере «Сидим на кухне, обсуждаем с гостями сег шоу «Проекта музея современного искусства» в Минкульте», – это очень и очень некрасиво, а наблюдать за этим стыдно и неловко.

Мария Семендяева – корреспондент ИД «Коммерсантъ»