Елена Федотова

Галерея «Виктория», Самара, 19 ноября – 20 декабря 2009

Выставка, в августе этого года показанная в московской галерее «Риджина», переехала в Самару, поменяв название — в Москве она называлась «Завоеванный город». Ее организаторы — восемь молодых художников из России и Украины — отвечают за левый фланг современного искусства. При этом антикапиталистических высказываний в экспозиции нет, мишенью художников стали атрибуты новой государственности.

Чтобы войти на выставку, нужно было преодолеть металлические ограждения, подобные тем, сквозь которые людей, как стадо, прогоняют перед началом любого массового мероприятия; это работа самого опытного из восьмерых смелых — Давида Тер-Оганьяна. Неподалеку от входа висела его же графика, изображающая сцены милицейского произвола. Работа Михаила Моста представляла собой несколько холстов, на которых процитирована статья Конституции РФ о свободе слова. Прочитать текст, однако, не представлялось возможным, потому что многие слова были густо замазаны краской. Александра Галкина тоже по-своему исследовала границы свободы слова. Она срисовала вывески самарских госучреждений в технике фроттаж (лист накладывается на объемное изображение и карандашом прорисовываются выпуклости). В казалось бы, в безобидном действии стражи порядка усмотрели непорядок — фроттаж с таблички Самарской администрации конфисковала служба охраны.

Михаил Ридный в инсталляции из сумок людей разных социальных категорий попытался представить себе, у кого что припасено на черный день: в авоське художника обнаружились французские багеты, которые владелец намеревался пустить на сухари; в кейсе бизнесмена — брикеты сливочного масла, напоминавшие золотые слитки, они таяли на глазах у публики; в дорогой дамской сумочке оказались припасены несколько горстей угля.

В абстрактных скульптурах Жанны Кадыровой из потрескавшегося кафеля усмотреть протест вроде бы было сложно, но расходящиеся в разные стороны трещины на внушительной кафельной плите заключали в себе физически ощутимую энергию сопротивления. Настоящий левый активист Илья Будрайтскис представил в виде объектов искусства письменные отказы разнообразных государственных инстанций на просьбы о проведении демонстраций. В видео единственного участвующего в выставке самарца Владимира Логутова была показана картина самарской повседневности в духе фотоэпопей Бориса Михайлова.

Словом, кому как не молодым переворачивать устоявшийся порядок вещей. Разве что такой критике тесновато в галерейных стенах, здесь она выглядит камерно, даже красиво — можно, например, долго любоваться лессировками Моста, тонкостью фроттажей Галкиной или замысловатостью трещин у Кадыровой. Правда, попытка критики выйти за пределы галереи не увенчалась успехом: плакаты Тер-Оганьяна со сценами ментовского беспредела, которые расклеили по городу, были моментально удалены.

Безотносительно же содержания — выставка сама по себе интересный социальный эксперимент: в провинцию привезли не обкатанное искусство, а настоящий свежак. Да еще и в галерею, до недавнего времени симпатизировавшую авангарду и местным художникам, которые не гонятся за актуальностью. Основатель галереи «Виктория» Леонид Михельсон, глава газовой компании «НОВАТЭК», поддержавшей Русский павильон на последней Венецианской биеннале, недавно учредил фонд по поддержке современного искусства. Старт оказался радикальным.