Елена Баснер

В 2008 году в Петербурге был запатентован новый метод технико-технологических исследований произведений живописи, который, по версии его авторов, позволяет радикально усовершенствовать борьбу с фальшаками. Инициатор этой научной разработки — искусствовед Елена Баснер поделилась с «Артхроникой» подробностями.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИВОПИСИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ:
• визуальное и микроскопическое          исследование;
• микроскопическое исследование
в поляризованном свете;
• флуоресценция под действием УФ-    излучения;
• ИК-рефлектография;
• радиография (рентген);
• рентгенофлуоресцентная спектрометрия;
• ИК-спектрометрия;
• газожидкостная хроматография
c микроскопом или масс-
спектрометрическим анализом;
• стратиграфия;
• романовская спектрометрия;
• растровая электронная микроскопия;
• сравнительный стилистический анализ.

Регулярно сталкиваясь с сомнительными работами, которые приписывали художникам эпохи русского авангарда, я понимала, что традиционные методы исследования здесь почти бессильны. Когда я говорила владельцу вещи, что она не может быть картиной, скажем, Малевича, или Розановой, или Поповой, потому что не та композиция, не та линия или плох рисунок, я часто вызывала недоумение. Владелец мне отвечал: да почему же, прекрасная здесь композиция, и линия прекрасная, и все это очень логично вписывается в историю творчества художника, и ваши сомнения как-то слишком уж субъективно выражены. И ведь нельзя не согласиться, что своя правда в этих словах есть. Действительно, все крайне субъективно. Для искусства старого, XVIII–XIX веков, пусть и небезупречные, но все же методы исследования разработаны. А вот с XX веком как-то не складывалось. Тогда я обратилась к замечательному историку русского авангарда, автору выдающейся двухтомной монографии, посвященной этому периоду, Андрею Крусанову. Дело в том, что он по образованию химик-лакокрасочник. Он познакомил меня со своими коллегами, которые занимаются геохронологией. Они-то и выдвинули ключевую для нашего метода гипотезу. В 1945 году в США прошли, как известно, первые ядерные испытания. Тогда же появились некие изотопы, которые ранее в природе не встречались. Они обнаруживаются всюду, повсеместно. Их впитывает лен, который растет в поле, они попадают в вещества, из которых делают масляные краски. И наша задача была, в частности, выяснить опытным путем, что в живописи с начала 1950-х годов присутствуют эти самые элементы — цезий 137, например, и другие. И мы действительно в этом убедились. Да, присутствуют. То есть если в красочном слое обнаруживаются эти элементы, картина наверняка написана после 1945 года. Для ситуации русского авангарда это своего рода панацея. Поскольку в первой половине XX века никаких фальшивок в этой области не было. Никому в голову не приходило, что эти вещи будут когда-нибудь так дорого стоить. Первые фальшаки появились, думаю, в начале 1960-х. Но это были все же очень наивные подделки, неумелые. Мы можем их идентифицировать сравнительно легко. А вот позднее за дело взялись истинные мастера. И вот этот метод один из немногих точных и сугубо научных. Конечно, все должно развиваться комплексно. Скажем, этот метод не помогает установить авторство вещи или точную датировку. А это все вопросы, на которые эксперт обязан искать ответы. То есть речь идет о некотором продвижении экспертизы в одной отдельно взятой сфере. Но, на мой взгляд, это принципиальное продвижение. Если бы все шло логично и гладко, с нашего теста нужно было бы начинать, и по его результатам уже отдавать вещь на другие исследования — рентгенографические или инфракрасном спектре и т.п. Все эти приемы остаются актуальными и нужными. Но только в том случае, если вы вполне уверены, что перед вами не заведомый фальшак. Еще у нашего метода есть одно преимущество. Мы хорошо знаем, что после каждой публикации, посвященной технологической стороне живописи в целом или приемам, присущим тому или иному мастеру, на рынке появляются фальшивки, так сказать, повышенного качества. То есть фальсификаторы — самые внимательные читатели специальной литературы. Наш тест в этом смысле защищен от недобросовестного использования. Фальсификатор теперь знает, что его могут накрыть, но противостоять этому не может. Выкачать радионуклеиды из красочного слоя сейчас никому не под силу. Однако, несмотря ни на что, важнейшим остается ощущение подлинности вещи. Это в микроскоп не разглядишь. Этому надо долго учиться, взращивать это в себе. Методика наша запатентована, но пока не слишком широко востребована. И это можно было предвидеть. Коллекционеры и дилеры не хотят к нам приходить. Они боятся. Рынок будет сопротивляться новым технологиям: слишком много людей, которые заинтересованы в том, чтобы фальшивки оставались в обороте.