Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский
ТРИ СПОРА
Grundrisse, Москва, 2012

Кети Чухров в приложении к книге критикует дискуссию Осмоловского с Гутовым за догматизм собеседников, за их почти религиозную приверженность своим кумирам (Адорно или Лифшицу), за оперирование надуманными оппозициями (абстракция – реализм), за то, что они заключили сами себя в прокрустово ложе идеологий, за которыми, возможно, стоят границы художественных конъюнктур. Чухров словно дает взгляд сверху на поле битвы двух художников. Но погрузиться в гущу их баталий крайне занимательно. Эта интернет-переписка 2003–2004 годов, взятая из сообщества Grundrisse, уже документ эпохи; в суждениях Гутова и Осмоловского то и дело узнаешь парадигмы, до сих пор встречающиеся осколками в искусствоведческих дискуссиях. Г. Н.

Римма Герловина, Валерий Герловин
КОНЦЕПТЫ
«Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова», Вологда, 2012

Эта книга вплоть до верстки – произведение Риммы и Валерия Герловиных: живущие в Нью-Йорке художники подводят итоги сорокалетнего творческого пути. Хронологически организованная, щедро иллюстрированная, подробная история собственного творчества дает прекрасный справочный материал. Вместе с тем текст Герловиных – памятник мысли московского концептуализма: завораживающе вязкой мысли, изобилующей ссылками на Аристотеля, Шопенгауэра, Томаса Манна, Эйнштейна и других почтенных персонажей. Грядущему исследователю еще предстоит подробно разобраться, что представляет собой это явление словесности и в каких отношениях оно находится с художественной продукцией Герловиных. Г. Н.

Александр Боровский
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ДЛЯ СОБАК
«Амфора», Санкт-Петербург, 2012

С виду это детская книжка с картинками на офсетной бумаге. Боровский сделал такой кунштюк – показал историю искусства через галерею работ, где есть собаки. А четвероногие – простоватый обитатель Русского музея Рыжий да заезжая такса, дама-аристократка Табакерк – эти работы обсуждают. Речь заходит и про появление перспективы, и про то, как Екатерина II не привечала мопсов, ассоциировавшихся у нее с масонами, и про размытое видение импрессионистов, которое устройству глаза собаки вполне близко, и про «животные» выходки Кулика. Для взрослых Боровский навставлял невинных шпилек – беседы его собак местами ну очень походят на ученые беседы снобов-искусствоведов. Рыжий с Табакерк не ограничивали себя в выборе тем – поговорили даже об Ольге Тобрелутс из Новой академии. Кстати, именно она иллюстрировала сей том. Д. К.

Уильям Митчелл
Я++: ЧЕЛОВЕК, ГОРОД, СЕТИ
Strelka Press, Москва, 2012

Скончавшийся в 2010 году профессор архитектуры и медиа Массачусетского технологического института описал переход от мира, разделенного границами, к миру, объединенному связями и сетями. Технологии сделали человека свободнее – работник больше не прикован к офису, а некоторые пациенты могут пройти видеомедосмотр, не покидая дома. Но, как водится, увеличились и возможности контролировать чужую свободу. Можно сделать платные автодороги с «электронными кордонами», можно использовать сведения, оставленные человеком в сети или при прохождении контроля, скажем, для слежки. По Митчеллу, наша следующая задача – привить мировой технологической сети этические принципы. Д. К.

Питер Акройд
ТЕРНЕР
«КоЛибри», Москва, 2012

Очередной опус о Тернере – pocketbook в жанре «все, что вы могли только предполагать». Здесь есть про то, как отец Тернера приторговывал его юношескими рисунками в своей цирюльне. Про, натурально, сложный нрав самого художника. Про «порнографические» наброски Тернера, львиную долю которых после его смерти уничтожили, сочтя губительными для его репутации. Про то, как он прослезился перед картиной Лоррена и как интересовался новорожденной фотографией. А за пассажами о том, как Тернер «жадно ловил глазами проявления величественного и прекрасного в атмосфере», так и представляется мемуарист, бегающий по пятам за гением в надежде уловить его порывы. Впрочем, Акройд, как известно, наш современник. Д. К.