Катя Саттон

Тридцать лет назад главное место скопления нью-йоркских галерей переместилось из подорожавшего Сохо в Челси. но сегодня по челси водят экскурсии, как по древним Помпеям. Cтав слишком очевидным, он начал утрачивать свою монополию – художественная жизнь мало-помалу проникает в неизведанные чащобы Нижнего Ист-Сайда

Раньше для того, чтобы составить впечатление о нью-йоркском арт-мире, достаточно было одной субботы, проведенной в Челси. Изобилие площадок (до недавнего кризиса их было более трехсот) – от глянцевых Gagosian, Matthew Marks и David Zwirner до новичков галерейного бизнеса вроде Taxter & Spengemann и Bortolami и таких чисто нью-йоркских феноменов, как галереи Mary Boone, Marianne Boesky и Christopher Williams, – давало возможность увидеть все и разом. Визит в некоммерческие пространства вроде The Kitchen или Printed Matter в конце тура разбавил бы впечатления от коммерческих галерей и довершил бы картину.

Но времена изменились. Галереи сдали позиции арт-ярмаркам, и это серьезно пошатнуло такие галерейные твердыни, как Челси. «C некоторыми нью-йоркcкими клиентами мы встречаемся теперь только на Art Basel Miami Beach, – сетует владелец Team Gallery Хосе Фрейре. – Раньше я делал выставки, чтобы заработать на участие в ярмарках. А теперь ярмарки позволяют мне содержать галерею». (Похоже, дела у галереи идут неплохо: недавно Team Gallery открыла в Сохо вторую площадку – за углом от первой.)


18
лет назад была основана ярмарка The Armory Show

$276
в среднем стоила комната в нью-йоркском отеле в 2011 г.

500
галерей находятся в Челси, и менее100 – в Сохо

65 000
посетителей приехали в Нью-Йорк в 2011 году на The Armory Show

Если раньше выставка в Челси была пиком карьеры, то теперь это все чаще путь к безвестности. Перформансист Райан Макнамара, известный критикой арт-мира, остроумно обыграл процесс превращения автора в «галерейного» художника. На выставке 2010 года «Знакомьтесь, Райан Макнамара» он непринужденно рассказывал посетителям о себе и распродавал свои детские фотокарточки. Вероятно, такой же ироничной диверсией станет его запланированное на март шоу под названием Still, которое пройдет на 20-й улице в пространстве Элизабет Ди. Ди – арт-дилер и одна из основателей проходящей третий год ярмарки Тhe Independent Art Fair, бойкой сестры Armory Show.

Понимая, что господству Челси грозит опасность, арт-сообщество устремило взгляд за свои обычные пределы. Молодые и горячие Algus Greenspon Gallery и Renwick Gallery колонизовали западные окраины, обосновавшись неподалеку от темных лошадок мейнстрима – Gavin Brown’s Enterprise и Maccarone. На 77-й восточной улице, рядом с Gagosian и двумя кварталами дальше Whitney Museum, открыл свое новое пространство бывший директор галереи Gavin Brown Алекс Закари. В этом кирпичном подвале прошли сенсационные выставки Джордана Вольфсона, Кена Окиши и таинственной Лутц Бэхер.

Но самый рисковый новичок – это Balice Hertling & Lewis, отпрыск парижской Balice Hertling. Галерея дерзнула вторгнуться в обиталище яппи, район Хэллс Китчен (в переводе – Адская кухня), открыв новое пространство в здании Тhe Film Center Building. Этот полузабытый памятник ар-деко до сих пор возвышается на пересечении 9-й авеню и 45-й улицы. На первой открывшейся здесь выставке демонстрировалась работа Чарльза Мейтона – куча цитрусовых и коврик с надписью «Трудный переход»; второе шоу (коллажи Мэри Бэт Эдельман) называлось «Гори в аду».

Кажется, только гореть в аду Нижнему Ист-Сайду с его рядами заброшенных лавок и грязных витрин и оставалось. Но десять лет назад жизнь здесь буквально взорвалась, чтобы затухнуть после кризиса. Сегодня район переживает новый ренессанс: сюда пришли такие признанные галереи, как Salon 94, Sperone Westwater, Lehmann Maupin, наряду с ними в гонку включились и некоммерческая площадка Participant Inc., и рьяные новички Klaus Von Nichtssagend, Joe Shef­tel, Laurel Gitlen и On Stellar Rays. Район географически разросся, захватив часть Чайнатауна, Бауэри и Ист-Виллиджа, и неожиданно для всех в одночасье стал сердцем нью-йоркской арт-сцены.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ НИЖНЕГО ИСТ-САЙДА РАССТРАИВАЕТ ПУРИСТОВ: ОНИ ТОСКУЮТ ПО ВРЕМЕНАМ СУРОВОГО И БУЙНОГО СТРИТ-АРТА ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Оценить масштаб изменений можно, просто прогулявшись вниз по Орчард-стрит. В одном только квартале между Хестер-стрит и соседней Канал-стрит уместился целый художественный микрокосм Нижнего Ист-Сайда со всеми его хитросплетениями.

Подготовьтесь к прогулке как следует. В ресторанах 88 Orchard и Brown завтрак подают весь день. В последнем посетители сидят на деревянных скамьях за общим столом, на столе – блюда с копченым лососем, каперсами, пряным сыром и зеленью. За «Кровавую Мэри» отвечает бармен Моско, мексиканский стрит-артист, только что закончивший фреску для El Museo del Barrio. «После 11 сентября этот город стал очень жестким, и я больше не делаю граффити. Свобода улетучилась. Но вот фрески… В них реально позитивная энергетика. Они для всех, не только для ценителей», – говорит он.

Одна из первых галерей, открывшихся в Сохо, принадлежала Бетти Каннингем: в 1972-м помещение галереи было таким тесным, что ее окрестили «дорожкой для боулинга»

Раньше в Нижний Ист-Сайд бежали от истеблишмента Челси. Cейчас здесь, как и прежде, силен самодеятельный дух, но район заметно подновили. Импортированные из Лос-Анджелеса галереи вроде UNTITLED или Lisa Cooley внедрили свои стеклянные витрины «а-ля Челси-шик» в фасады доходных домов (заглянуть в эти галереи стоит: разговоры о выставке Давида Адамо в UNTITLED не утихают до сих пор). Район стал более интернациональным: в доме 47 по Орчард-стрит разместилась редакция журнала Bidoun, посвященного недооцененной арт-сцене Ближнего и Среднего Востока.

Галерея Miguel Abreu Gallery на пересечении Хестер-стрит и Орчард-стрит регулярно показывает убедительные выставки молодого интеллектуального искусства. Здесь можно увидеть работы Лиз Дешене, Р.Х. Китманн и Сэма Левита – если, конечно, удастся оторвать взгляд от витрины соседнего концептуального магазина Project No. 8. Чуть ниже по улице – бар Sweet Paradise, одна из последних уцелевших местных забегаловок в этой части Крайсти-стрит. Рядом расположена галерея Invisible-Exports, сотрудничающая с тренд-сеттерами из онлайн-передачи Тhe Young Turk и из журнала DIS Magazine, но вместе с тем демонстрирующая бескомпромиссное (а чаще просто «неудобное») искусство таких художников, как Лиза Кирк или гендерно неопределившийся Дженезис Брейер Пи-Орридж. В рамках спецпроекта «Художник месяца» галерея раз в месяц рассылает своим подписчикам работы с ограниченным тиражом разных авторов.

Среди первых арт-поселенцев Нижнего Ист-Сайда – вымышленный персонаж Рина Сполингс, художница, галеристка и музыкант-электронщик, за которой стоит коллектив художников Bernadett Corporation

Дойдя до перекрестка, лучше всего cвернуть туда, где зародился новый Нижний Ист-Сайд. В 2004 году cо страниц коллективно написанного романа сошла художница Рина Сполингс – она навсегда изменила отношение к этому месту. Хотя Сполингс и была вымышленным персонажем, в реальности она сумела построить головокружительную карьеру: ее работы до сих пор выставляются в таких респектабельных галереях, как Chantal Crousel, Daniel Buchholz и Campoli Pressi (ранее Sutton Lane). У художницы есть собственная галерея Reena Spaulings Fine Art. Сейчас она занимает второй этаж китайского ресторана на пересечении Восточного Бродвея и Эссекс-стрит, неподалеку от нового редакционно-выставочного пространства e-flux – монополиста электронной рассылки арт-новостей (e-flux одними из первых присягнули на верность Нижнему Ист-Сайду, ознаменовав открытие нового офиса выставкой Андрея Монастырского, куратором которой выступил не кто иной, как Борис Гройс). Программу галереи Reena Spaulings Fine Art курируют художники Джон Келси, Эмили Сандблад и Карисса Родригез; каждая выставка тут – это интеллектуальный нокаут в исполнении биеннальных любимчиков вроде Матиаса Фальбаккена, Клары Линден, Бьорна Мелгаарда и Стивена Уиллатса. Найти вход в галерею не так просто: он прячется в торце здания, так что его легко принять за черный ход ресторана. Того, чтобы быть найденной, стоит и Bureau – неприметный аванпост на Генри-стрит, галерея, которая, возможно, напала на золотую жилу, выставив восходящую звезду Джастина Матерли.

Район Хэллс Китчен (в  переводе – Адская кухня), по слухам, назвали так в 1881 году – после того, как в одном из тамошних доходных домов произошло массовое убийство. Говорили, что «грязнее и гаже квартала 39-й стрит и 10-й авеню нет во всем городе»

Впечатление будет неполным, если вы не зайдете в The Fat Radish и не попробуете «тот самый» жареный сыр (самое важное ностальгическое блюдо в рационе художественного сообщества) или пройдете мимо старомодной кондитерской The Sweet Life, где в домашние конфеты добавляют кислую вишню, карамель с крупинками морской соли и лаванду (конфета стоит один-два доллара, так что зависимость от шоколада на Орчард-стрит можно считать самой дешевой из зависимостей).

Преображение Нижнего Ист-Сайда расстраивает пуристов: они тоскуют по временам сурового и буйного стрит-арта десятилетней давности, когда это место считалось трущобами. Но для тех, кто устал от Челси, новые площадки, тянущиеся вдоль улиц Орчард, Ладлоу и Канал, – как раз то, что нужно, чтобы встряхнуть йоркскую арт-жизнь.