Конечно, Юрий Альберт не Энди Уорхол. И мне это нравится сегодня больше, чем два года назад. Потому что осенью 2011 заставить нас легко, играючи, бросать бумажки в избирательную урну круче, чем осенью 2009. Тогда в пространстве галереи Paperworks проект «Moscow Poll» воспринимался как-то по-другому. Сегодня в залах ЦДХ в соседстве со всеми претендентами на премию Кандинского он заработал с неожиданной силой. А, может, время заработало на него. В любом случае, смысл игры, которую предлагает художник, стал очевиднее.
Юрий Альберт – большой шутник, но на сей раз не удается обнаружить ироничную подсказку: «Это не то, что вам кажется». Нет, нам это не кажется. Это пространство – действительно своеобразный избирательный участок, и посетителю художник предлагает проголосовать, ответить на восемь вопросов «да» или «нет».
Юрию Альберту не понадобились ни краски, ни карандаши, ни повязка на глаза. Инсталляция без цвета и даже без формы, но с содержанием. Белая стена, вдоль которой стоят прозрачные ящики из плексигласа, а над ними плакаты-вопросы, не такие уж и простые вопросы, как в университете на семинаре. Но ответить надо просто: «да» или «нет». А в ящиках уже груды кем-то закинутых бюллетеней. Единодушия в ответах не наблюдается. Неужели посетители выставки так активно включились в эту игру? Ну зачем я это спрашиваю, я же знаю этого художника не первый год.
Юрий Альберт семь лет назад представлял в галерее Гельмана проект «Живопись». Наблюдая за проявлениями коллекционерского зуда и даже в меру своих сил поддаваясь ему, я нет-нет, да и вспомню этот проект. Мне все время хочется спросить, купили ли тогда картины, написанные кровью, пеплом и дерьмом? И если да, то почем сегодня кровь художника? Она за эти годы стала дешевле или дороже? И что за это время случилось с его дерьмом? А судьба пепла почему-то не волнует. Вот опять игра в вопросы. Даже не задавая их напрямую, Юрий Альберт всегда умудряется их посеять. А этот избирательный участок, его можно купить? И можно ли ЭТО (работу «Moscow Poll», а не выборы, конечно) назвать объектом для выгодного вложения средств. Еще сложнее назвать эту работу прикольным предметом, который в качестве эксклюзивного подарка можно преподнести продвинутым друзьям. Да и интерьер этим не украсишь, даже в офисе. Более того, не до конца понятно, считать это произведение приглашением к дискуссии или все-таки призывом к действию. И если да, то к какому? Неужели нам всего лишь предлагают порассуждать о роли и месте современного искусства?
Вопросы на стенах вроде бы не совсем про искусство, вот хотя бы этот: «Повлиял ли на мое отношение к совремнному российскому искусству тот факт, что ни один российский художник не протестовал против войны с Грузией? Если ДА, бросьте бюллетень в левый ящик, если, НЕТ – в правый».
Вопрос хоть и провокационный по сути, но сформулирован так, что не придерешься. И стоит он первым в ряду трудных вопросов не только из-за своего пацифистского пафоса – он однозначно отсылает к первоисточнику. Правда, тогда про Вьетнам спрашивали прямолинейнее и острее. Но если война новая, то резонно и вопрос про нее задать по-новому.
– А кто же все-таки набросал эти бюллетени, организаторы выставки что ли? Вряд ли VIP гости? – задаюсь я очередным вопросом.
– Да нет, это дети, – отвечают мне. – У нас тут сегодня была группа школьников. Им этот интерактив так понравился. Они бегали тут от урны к урне, всерьез читали, пытались понять. Вот и набросали.
– То есть, это дети так мощно высказались, ответив на вопрос: «Зависит ли ваша оценка художественного произведения от того факта, разделяете или не разделяете вы политические убеждения художника?». Они вообще понимали, о чем их здесь спрашивают?
– Да, они очень старались. Они задавали вопросы.
– Ах, задавали вопросы! Значит, и они туда же.
Предложенный Юрием Альбертом интерактив беспроигрышно работает с детьми – они легко включаются в игру. Какая умилительная картина: школьники радостно носятся по залу и делают свой выбор, стараясь понять хитрые взрослые вопросы. Они весело делают что-то важное. К тому же делать всегда интереснее, чем не делать.
Ну, может, и мы, VIP-гости, тоже подключимся. Это такая несложная развивающая игра для взрослых. Инструкция не прилагается. Просто взял бумажку в руку, внимательно прочитал написанный на стене вопрос, подумал, сделал выбор, бросил бумажку в урну. И по-детски радуешься полученному навыку и простоте этого давно освоенного цивилизацией действия – совершению выбора.
«Я могу выбирать! Я умею выбирать! Я буду выбирать!»
Отвечая на последний вопрос Альберта, искусство ли то, что мы перед собой здесь увидели, я с легким сердцем отвечаю: «Конечно, искусство. Потому что волнует (вставляет). И потому, что все это про настоящее. Поэтому – это настоящее искусство».
Лера Роднянская – коллекционер
Работа Юрия Альберта «Moscow Poll» была создана в 2009 году и показана в московской галерее Paperworks. Вошла в шорт-лист Премии Кандинского за 2011 год в номинации «Проект года».